Автобусный несезон

03 декабря 2021 г.

С наступлением зимы жители удалённой деревни Боровского района остались без автобуса на Обнинск. Можно ли добиться круглогодичного транспортного сообщения между этими населёнными пунктами, разбирались наши журналисты

Автобусный несезон

С наступлением зимы жители удалённой деревни Боровского района остались без автобуса на Обнинск. Можно ли добиться круглогодичного транспортного сообщения между этими населёнными пунктами, разбирались наши журналисты

Плодить маршруты – не выход

В конце октября «Боровские известия» рассказали о проблемах с общественным транспортом, которые существуют в деревне Городня.
Напомним, что сегодня выбраться из данного населённого пункта жители могут, лишь воспользовавшись автобусом «Малоярославец-Боровск», который курсирует по региональной трассе восемь раз в день. Открыть его в своё время позволило введение в эксплуатацию сосудистого центра, транспортную доступность которого необходимо было обеспечить.
Однако дело в том, что в одну, что в другую сторону от деревни до этих городов в среднем два десятка километров. Между тем гораздо удобнее людям было бы добираться до Обнинска (до ближайшей автобусной остановки («АБЗ») всего 6,5 километра).
Собственно, и маршрут такой официально существует. Перевозки осуществляет обнинское муниципальное предприятие «ОПАТП». Вот только курсирует автобус по этому пути три раза в неделю с апреля по октябрь. Таким образом, уже сегодня люди, у которых нет личного авто и недостаточно средств, добираются до наукограда на попутках.
Возможно ли, гипотетически, организовать регулярный маршрут в данном направлении, «Боровские известия» выясняли у депутата калужского Заксобрания Юрия СОЛОВЬЁВА, который не понаслышке знает о работе в этой сфере, так как возглавляет крупнейшее автотранспортное предприятие района «Боровск-авто».
Если говорить о маршруте «Обнинск-Городня», то так как он проходит по территории разных муниципалитетов, его статус будет межмуниципальным, и отвечает за организацию таких рейсов региональное Министерство экономического развития.
«Плодить много маршрутов – не лучший выход из ситуации. Лучше изменить существующий. К примеру, продлить дальше до деревни Шемякино. Для этого кривская администрация может собрать районную комиссию по безопасности дорожного движения, чтобы обследовать маршрут на соответствие требованиям», – объясняет Юрий Иванович.
Основными нормативами в данном случае являются наличие твёрдого дорожного покрытия и ширины проезжей части не менее шести метров. Собственно, трасса до Шемякино этим требованиям не соответствует, поэтому пока на эту тему можно только рассуждать.

Превратности конкурса

Но что же делать жителям Городни, чтобы получить не сезонный, а круглогодичный автобус до Обнинска?
Ответ на этот вопрос журналисты поискали у заместителя главы районной администрации Алексея СТЕПАНОВА. Он пояснил, что первым должно появиться обращение жителей с соответствующей просьбой. «Можно прислать его нам, а мы направим запрос в Минэкономразвития, а можно напрямую обратиться в ведомство. Поиск перевозчика, который будет работать по этому маршруту, осуществляется через конкурс. Если предприниматель сочтёт его привлекательным, то рейсы утвердят», – отметил Алексей Евгеньевич.
К слову, по такому пути уже пытались пойти несколько лет назад жители СНТ «Городня». Тогда межведомственная комиссия по установлению, изменению, отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок внесла в реестр круглогодичный маршрут «Обнинск–Городня».
Конкурс по поиску перевозчика провели дважды, и оба раза он не состоялся по одной простой причине: никто не изъявил желания взяться за него. После этого маршрут был отменён и исключён из реестра.
Постигнет ли такая же участь обращение жителей Городни, неизвестно. Но, как отмечает Юрий СОЛОВЬЁВ, мало открыть маршрут, нужно его удержать на плаву востребованностью. То есть если под обращением подпишутся сотня человек, а реально общественным транспортом будут пользоваться пара человек, то перевозчик очень быстро откажется жечь бензин впустую, и люди снова окажутся без автобуса.
Такой пример у Юрия Ивановича уже был. Жители деревни Зеленино собрали подписи с просьбой открыть маршрут через их населённый пункт. На бумаге желающих было столько, что логично запускать большой автобус. «Мы прокатались туда месяц. За это время отвезли одного человека. Составили акт о закрытии маршрута», – рассказал директор «Боровск-авто».

С правом выбора

Тем не менее жители Городни не просят большой автобус. Им было бы достаточно маршрутки, которой, к слову, пользовались бы не только они, но и жители ближайших СНТ под Обнинском.
Юрий Иванович согласен, что данная территория рядом с наукоградом сейчас активно застраивается. «И в этой связи идея хороша тем, что в Городне можно сделать пересадочный узел», – рассуждает СОЛОВЬЁВ.
Это означает, что в данном населённом пункте появятся стыковочные рейсы, где люди могли бы делать пересадки, разъезжаясь по другим направлениям.
В случае если автобус из Обнинска на Городню станет круглогодичным, нужно понимать, что, возможно, билет на такой рейс подорожает. «Есть два вида тарифа: регулируемый и нерегулируемый. И вот такие народные «хочу» чаще всего приводят к последнему варианту. В таком случае цену на билет устанавливает сам перевозчик, исходя из пассажиропотока. Несложно посчитать, что если автобусом будут пользоваться пара человек, то цена билета окажется высокой в зимнее – несезонное – время», – считает Юрий СОЛОВЬЁВ.
В Боровском районе по нерегулируемому маршруту обслуживаются несколько маршрутов: «Боровск–Парк птиц» (цена билета в два раза больше, чем по регулируемому тарифу) и «Балабаново–Обнинск» через Киевское шоссе.
По карману ли окажется жителям маршрут до Городни, если необходимого пассажиропотока на нём не окажется? И можно ли его сделать выгодным для перевозчика, к примеру, удлинив его, захватив часть Обнинска? В таком случае конечной оказалась бы не «АБЗ» или «Вокзал», а, допустим, «Аксёновская площадь» или «Плаза».
В такой транспортный сюжет вмешиваются Правила перевозки пассажиров, согласно которым пригородный автобус везёт людей от границ одного поселения до границ другого, а городской транспорт курсирует внутри муниципалитета.
«Это делается для того, чтобы не перегружать дорожную сеть и не ломать внутренний график движения, а также не оттягивать пассажиров с накатанного другим перевозчиком маршрута», – объясняет руководитель «Боровск-авто».
Сегодня в Боровском районе есть и другие населённые пункты, куда общественный транспорт не ходит. «Основные трассы все закрыты, но подать транспорт в каждую деревню невозможно физически», – отмечает СОЛОВЬЁВ.
Депутат Заксобрания отмечает, что при выборе места жительства любой человек должен просчитывать: как он будет добираться до социальных объектов, чем отапливать дом зимой и окажутся ли освещены дороги, по которым станет ходить он и его дети. Тогда и не придётся обивать пороги ведомств с просьбой вытащить его из «резервации», в которую он, по сути, сам себя и загнал.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки