Асфальт в решете
Уговорить Минтранс отремонтировать дырявую митяевскую дорогу не могут ни жители, ни Контрольно-счётная палата региона. Пока же в её ямы продолжают вливать асфальт и бюджетные деньги, что не приносит никакого результата
Весна – это не только тёплое солнышко и распускающиеся цветы. Вместе с уходящими холодами и снегом исчезает и асфальт с дорог. Больше всех страдают, конечно, те направления, где и до нового сезона с покрытием было всё очень печально.
Свет в конце тоннеля
Одна из таких больных точек – дорога на Митяево, которая ведёт в «городок» от трассы А-108. Отремонтировать её жители этого микрорайона просят очень давно, но пока не получили ничего кроме обещаний. Даже когда два года назад на местном поле анонсировали проведение фестиваля «Нашествие», который сулил населению окрестностей трёхдневные шум и суету, особо прагматичные надеялись, что эти неудобства компенсируются «реанимацией» дороги.
Но, как всем известно, мероприятие это отменили, а трасса продолжила разрушаться. Асфальт раскрошился там настолько, что ему уже не помогает ямочный ремонт в рамках повседневного обслуживания. Путь на работу и домой для жителей превратился в ад.
Свет в конце этого дорожного тоннеля забрезжил в конце года, когда руководство района объявило о грядущем в 2024 году капитальном ремонте трассы. В начале года информацию во время своего ежегодного отчёта подтвердил и мэр Совьяков Николай ГАЛЕНКОВ, который отметил: всю дорогу уже осметили, «апгрейд» не за горами.
Здесь стоит уточнить, что дорога эта региональная, а, значит, отвечают за неё в областном Минтрансе, а средства на неё выделяют из регионального бюджета. Так что всё, что могут местные руководители – это просить вышестоящих коллег обратить внимание на проблему и передавать населению чужие обещания.
Да, но нет!
А недавно регион анонсировал «апгрейд» 115 километров областных трасс, запланированный на текущий год. Однако в списке участок митяевской дороги жители не нашли. Куда же она делась из этого плана, они активно начали интересоваться в соцсетях. В интернет-пространстве минтранс успокаивает: вопрос ремонта в этом году «прорабатывается». Что стоит за этой пространной фразой, «Боровские известия» попробовали узнать у сотрудников предприятия «Калугадорзаказчик», в оперативном управлении которых находятся областные дороги. Однако там пояснили: решение о выделении средств на те или иные телодвижения дорожников принимают не здесь. Они лишь исполнители. Со своей стороны они действительно осметили митяевскую трассу, все документы для проведения капитального ремонта готовы, однако в плане Минтранса она стоит не в первой очереди. То есть в этом году «реанимация» дойдёт до неё лишь в том случае, если удастся наэкономить на торгах.
Само профильное министерство оказалось ещё менее оптимистичным. В ответ на наш запрос заместитель руководителя ведомства Сергей ГОРБАЧЁВ сначала рассказал «сценарий» формирования планов по ремонту: оценивают техническое состояние и социально-экономическую значимость и, исходя из этого, определяют очерёдность направления денег на «апгрейд» из средств Дорожного фонда области. Программа, где расписано, какие дороги и когда будут ремонтировать, на текущий год уже сформировано, и в неё митяевскую трассу не включили и лишь будут рассматривать в будущем.
Иными словами, если в соцсетях жителям это ведомство даёт надежду, говоря о том, что попытается что-то сделать, чтобы привести дорогу в порядок в 2024-м, то журналистам официально оно однозначно отвечает: нет, нового асфальта в этом году не будет!
Философия значимости
Какие же трассы для калужского минтранса оказались более значимыми? В конце прошлого года руководство района называло несколько болевых точек муниципалитета, за которые отвечает регион: отрезок от Городни до деревни Шемякино, от Асеньевского до Деревенек, от Комлева до плотины в Роще и ту самую митяевскую дорогу.
Информацию о планах ведомства легко найти на сайте «Безопасные и качественные дороги». Согласно представленной информации «реанимировать» в этом году минтранс собрался комлевский участок протяжённостью четыре километра (чуть больше, чем нужно в Митяеве). Ремонт стартует в мае и должен завершиться в ноябре. То есть оценивая «состояние и социально-экономическую значимость», решили, что комлевская дорога важнее. Та, возле которой расположена лишь одна деревня и строится коттеджный посёлок, против трассы, которая ведёт к военной части, целому микрорайону с многоквартирными домами и почти двумя десяткам дачных обществ!
КСП – не указ
Хотя мы и жители митяевского городка – не специалисты, и быть может, поэтому не понимаем всей ценности грядущего ремонта у плотины. Однако думается, в Контрольно-Счётной палате области сидят отнюдь ни дилетанты. Причём здесь они? Да просто летом прошлого года они провели проверку содержания автомобильных дорог региона. А именно эта структура следит, чтобы бюджетные деньги расходовались не только законно, но и эффективно. И при аудите в Боровском районе у них появились вопросы к содержанию именно митяевской дороги. Как рассказал «Боровским известиям» председатель Контрольно-счётной палаты Леонид БРЕДИХИН, по результатам контрольного мероприятия, его ведомство установило, что состояние данной трассы «нельзя признать удовлетворительным, на протяжении длительного времени на участке фиксируется высокая аварийность». По его словам, это означает, что одного ямочного ремонта (который выполняют в рамках содержания дороги) недостаточно, а значит, ежегодные траты из областного бюджета нерациональны – необходим именно капитальный ремонт. Иными словами, Контрольно-счётная палата прямо сказала минтрансу: вбухивать ежегодно деньги, чтобы ставить там заплатки на асфальте – неправильно, нужен тотальный «апгрейд». Соответствующие рекомендации это ведомство направило в Минтранспорта и «Калугадорзаказчик» в конце октября 2023 года. Последняя организация ответила через месяц, что попросили своё профильное министерство включить в план ремонта на 2024-й митяевскую дорогу. Даже посчитали, сколько надо на «реанимацию» – 95 миллионов рублей.
«В настоящее время, согласно устным пояснениям представителей «Калугадорзаказчик», соответствующие изменения в государственную программу не внесены, ремонт указанного Объекта в 2024 году возможен только в случае получения средств экономии при проведении торгов по иным объектам», – говорится в ответе председателя Контрольно-счётной палаты области.
Так что похоже (раз даже вышеуказанный контрольный орган не смог повлиять на планы Минтранса), в митяевскую дорогу продолжат вкачивать деньги, нося, по сути, воду (а точнее асфальт) в решете. Последний ямочный ремонт там провели 15 марта, однако даже после него он не стал соответствовать на ГОСТам, ни СНиПам.
Анастасия БОЛТАЧЕВА