А в полночь ваши денежки…
Как правило, в истории любого древнего города есть место легендам и реально подтверждённым историям, связанным с кладами. Это всегда что-то мистическое, загадочное. И, конечно, без всего этого трудно представить наш старинный Боровск
Рыжий монах
Больше всего историй связано с Пафнутьев-Боровским монастырём. Один из захватывающих эпизодов возвращает нас на век назад – в сентябрь 1923 г. Как-то ночью в дом жителя Рябушек Ивана ШИРОКОВА кто-то постучал. Хозяин узнал бывшего монастырского послушника Ивана БАСКОВА по прозвищу Рыжий монах. Он попросил одолжить ему лопату. А вскоре был задержан милицией. Выяснилось следующее: когда советская власть национализировала монастырь и всё имущество переписывалось и передавалось в фонд государства, БАСКОВ воспользовался некоторой неразберихой, вынес с территории значительную часть ценностей и закопал их в нескольких десятках метров от Сторожевой башни.
В списке, составленном милицией, значились 73 наименования. В том числе: икона Владимирской Богоматери; евангелие рукописное 1602 г.; плащаница, шитая золотом и шёлком; покров на гробницу Преподобного Пафнутия с его изображением. А также золотые и серебряные подсвечники, потиры, пряжки, венцы.
Особо стоит остановиться на Евангелии Макария 1533 г. Рукописное, с многочисленными заставками и четырьмя миниатюрами Евангелистов. Обложка украшена серебром, бархатом, драгоценными камнями. На оборотной стороне на одной из застёжек надпись: «Архиепископ МАКАРИЕ». Святитель Московский Макарий был одним из учеников Пафнутия.
БАСКОВА приговорили к высшей мере наказания. Однако впоследствии её заменили длительным тюремным сроком.
Звенья одной цепи
Март 1956 года. В одном из монастырских помещений рабочие ремонтировали полы. Под одной из половиц заметили какие-то тряпки. Это оказались две сильно изветшавшие церковные ризы, в которые было завёрнуто около трёх пудов церковной утвари (около 100 предметов). Кресты, чаши, оклады, кадила, подсвечники. В основном это подарки богатых вкладчиков – князей ЛЫКОВЫХ-ОБОЛЕНСКИХ, РЕПНИНЫХ, ЩЕРБАТОВЫХ. Свидетелем этой истории стал известный краевед, Почётный гражданин Боровска Алексей АНТИПОВ. В советский период на территории обители располагался сельскохозяйственный техникум, где преподавал Алексей Алексеевич.
Он вспоминал: «Помимо церковных принадлежностей был обнаружен железный ящик, наполненный монетами. В основном это были медные монеты достоинством от одной до пяти копеек. И совсем немного 10-, 15-, 20-копеечных серебряных монет. Это были так называемые “свечные” и “тарельчатые” деньги, что приносили в храм верующие. В ящике лежал, помню, небольшой клочок бумажки, на которой было написано, сколько здесь находилось денег, и стояла дата – 1919 год».
То есть клад был запрятан в тот период, когда монастырь уже прекратил свою деятельность, но опись имущества ещё не начали проводить. Отсюда краевед делает вывод, что этот эпизод и история 1923 года – звенья одной цепи.
Весной 1957 года учащиеся техникума устанавливали скамейки между корпусами. Только начали копать, сразу закричали: «Клад нашли!» Это был кувшин, в котором 28 монет различного достоинства. Самая древняя датируется 1547 годом, самая молодая – 1610-м.
Впоследствии ещё не раз на территории обители находили горшки с монетами. Один из них сейчас покоится в фондах историко-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск».
Тайное становится явным
Плотники, наткнувшиеся на драгоценности в 1956 году, могли получить хорошее вознаграждение (25% от стоимости клада). Однако они решили припрятать часть найденного. Это не осталось незамеченным, о чём рассказывает в одном из очерков писатель Дмитрий ЖУКОВ. «Судить никого не судили, а вот из-за жадности и незнания закона люди сами лишили себя положенной им доли в советских рублях… Вызвали милицию, составили акт о находке, устроили выставку вещей для местного населения, взбудораженного известием о кладе, и теперь эти бесценные вещи хранятся, видимо, где-то в государственных кладовых. Остаётся добавить, что стоимости и малой части клада хватило бы на то, чтобы полностью окупить реставрацию монастыря и даже привести в божеский вид обветшавший Боровск».
Не удержались от соблазна и работники РСУ, которые летом 1973 года копали траншею на улице Степана РАЗИНА. Когда экскаваторщик вынул очередную порцию грунта, из ковша вывалился необычной формы глиняный кувшин, заполненный серебряными монетами. Их было более двух тысяч. Монеты оказались начала XVII в., в основном московской чеканки. На одной стороне изображён всадник с копьём, на другой – надпись «Великий князь Михаил Фёдорович всея Руси» (первый царь из династии Романовых, 1613-1645).
Прежде чем сообщить о кладе, рабочие часть монет припрятали. А потом спрашивали, могут ли они рассчитывать на вознаграждение. Но им ещё повезло, что против них не стали возбуждать уголовное дело.
Тайник в печке
В старину закапывание ценностей было обычным явлением. Земля являлась прочным «сейфом» для хранения богатств от грабителей, пожаров. Действовать подобным образом заставляли междоусобицы, войны, народные восстания, революции. В этом знали толк лиса Алиса и кот Базилио из фильма «Приключения Буратино». Они пели: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам… И в полночь ваши денежки заройте в землю там…».
Зачастую сокровища остаются в земле на долгие годы. Пока их не расшевелит ковш экскаватора. Как это случилось, к примеру, в начале 1980-х на улице Ленина в Боровске . Прокладывали водопровод к двухэтажному дому (несколько лет назад его снесли). И наткнулись на железный ящик с деньгами. Содержимое было довольно разнообразным: серебряные рубли 1796 года с изображением императора Павла I (в тот год он взошёл на престол), медные монеты 1911 года, трёхрублёвые купюры 1905 года. А сколько ещё в наших недрах хранится таких кладов!
Но не только в землю прятали ценности. Знакомые боровчане рассказали такую историю, случившуюся в середине прошлого века. Они жили в старом купеческом доме. Однажды в дверь постучал пожилой мужчина. Представился печником, предложил прочистить дымоход. Хозяева за его работой не следили, занимались своими делами. Потом он наспех засобирался и быстро ушёл, к удивлению жильцов даже не взяв денег за работу. Присмотрелись к печке и заметили, что один изразец несколько отличается от остальных. Вскрыли и увидели нишу, а в ней несколько старинных монет. Сделали вывод: здесь был тайник, о котором знал (или догадывался) тот мужчина. Чтобы завладеть содержимым, придумал такой хитрый ход. А впопыхах, видимо, часть клада случайно оставил.
Привет от Ильича
Иногда случаются совершенно неожиданные находки. В 2013 году в центре Боровска переносили памятник ЛЕНИНУ. После этого под местом, где он простоял полвека, нашли несколько томов собрания сочинений вождя мирового пролетариата 1950-1951 гг. издания. Вероятно, при закладке памятника эти книги прикопали как своеобразное послание потомкам. Два тома сердобольные граждане спасли и принесли в краеведческий музей.
В середине 1960-х ремонтировали кинотеатр на площади (ранее это был купеческий дом). Один из рабочих, заглянув на чердак, обнаружил фанерный ящик. В голове сразу мелькнуло: клад! Открыл и испытал разочарование – в ящике была коллекция папиросных пачек, выпускавшихся в первые годы советской власти. Сколько разнообразных марок, сколько любопытных названий! «Братишка», «Весельчак», «Наша Маруся», «Червонец», «Смычка», «Рекорд», «Идеал». Кому принадлежала коллекция, неизвестно. А рабочий до сих пор хранит её в своём доме.
О чём говорят легенды
А сколько всевозможных преданий существует вокруг кладов! Например, первый боровский краевед Николай ГЛУХАРЁВ в «Материалах по истории Боровска и уезда», опубликованных в 1913 г. , писал: «В городском сосновом лесу, в полугоре обрыва у ручья Оборенка, где была устроена генералом Михелем земляная беседка, лежит большой камень, под которым, по преданию, находится клад».
Александр МОРОЗОВ в книге «Легенды Боровска» рассказывает об одном боровском пруде на окраине города (бывший Нарский тракт за улицей Московской): «Я сел не берег и смотрел на гладь воды, под которой, по местным преданиям, лежит карета Наполеона, нагруженная золотом, награбленным в Москве в 1812 году. Сидел и представлял, как два века назад мальчишки и мужики ныряли в этот пруд за наполеоновскими сокровищами с несбыточной надеждой обогатиться».
Не раз приходилось слышать о баснословных драгоценностях, зарытых в Текиженском овраге, на Городище, в подвалах тюремного замка на улице Берникова. Кто знает, может, когда-нибудь эти домыслы станут реальностью.
Автор благодарит за помощь Нелли Лошкарёву
Дмитрий ОДИНОКОВ