А потянем ли мы бал?
Очередной семинар по финансовой грамотности, который провели в ермолинской школе, начался под звуки вальса
Исполнили танец девятиклассники Алиса БОРИСОВА и Семён ШИПОВ. Своим импровизированным номером ученики пригласили участников семинара перенестись в XIX век, во времена пышных балов и светских раутов, и сравнить цены на проведение таких мероприятий с нынешними.
Дороговато, однако
Гостями финансовой встречи стали представители районного отдела образования, педагоги боровской ноосферной и третьей балабановской школ. Учителя и ученики из ермолинской на некоторое время «отправили» их в прошлое.
Так, ребята, занимающиеся в кружке «Золотое перо» под руководством педагога по русскому языку и литературе Зинаиды ЩЕРБИК, доказали, что дворяне XIX века совершенно не умели управлять своими финансами. Устраивая балы и стараясь пустить пыль в глаза своим гостям, они тратили баснословные суммы на такие мероприятия, часто брали деньги в долг и редко их возвращали.
Да и собраться на бал было не менее затратно. Ведь молодой барышне, чтобы отправиться на такую «тусовку», нужны были как минимум платье, туфли, украшения, причёска, а ещё и экипаж. И всё это «выливалось» в кругленькую сумму.
«Собираясь на бал, молодая дама тратила на себя примерно 180 рублей. На сегодняшний день это небольшая сумма, согласитесь? Но давайте сравним её со стоимостью рубля того времени, – предложил одиннадцатиклассник Андрей ШАДЧИН. – По курсу 1830-х годов один рубль приравнивался к сегодняшним 740. Путём несложных вычислений мы получаем сумму в 133 200».
Именно столько в эквиваленте на нынешние деньги тратили барышни, чтобы собраться на бал. Согласитесь, немало!
В свою очередь Зинаида ЩЕРБИК пояснила, почему для своего доклада ребята выбрали эту тему: «На уроках русской литературы дети, изучая произведения XIX – начала XX века, всегда спрашивают: “Как перевести ту или иную сумму на наши деньги?” – говорит педагог. – А когда мы читали “Евгения Онегина”, ребята и вовсе задались вопросом: “Почему отец Онегина жил на широкую ногу, а своему сыну не оставил никакого наследства?” Ответ мы поискали, занимаясь в кружке “Золотое перо”, подготовив небольшой репортаж о том времени, который и представили участникам семинара».
Не многовато ли?
Фактами о рациональных покупках поделились с взрослыми ученики пятого класса. Ребята, посещающие кружок «Разговоры о правильном питании», «переплели» рекомендации о походе за продуктами с информацией о том, что и в каких количествах ели дворяне XIX века.
Дети отметили: прежде чем отправиться в магазин, стоит провести «ревизию» холодильника, изучить и сопоставить цены и обязательно составить список товаров, чтобы не прихватить с полок чего-нибудь лишнего. А вот правильно и рационально питаться поможет заранее подготовленное меню, считают пятиклассники: «При его составлении нужно учитывать полезность и разнообразие пищи, ценность продуктов, то есть содержание жиров, белков, углеводов, минеральных солей и витаминов, и, конечно же, энергетические затраты разных людей».
Также ребята рассказали, что дворяне XIX века проедали целые состояния, ведь обеды и ужины на балах в то время стоили баснословных денег. Поделились они и очень интересным фактом о русском публицисте и баснописце Иване Андреевиче КРЫЛОВЕ. Он за один присест мог съесть 20 блинчиков с икрой, две тарелки макарон и 80 устриц (хотя медики утверждали, что больше 50 желудок человека переварить не в состоянии).
Ничего себе законы!
А вы знали, что даже в XIX веке уже были платные дороги, а за нарушение ПДД могли сослать на каторгу? Об этом участникам семинара рассказала руководитель школьного кружка «ЮИД» Екатерина ЛОГНЕНКО: «Правила дорожного движения придумали задолго до изобретения автомобилей. Раньше они относились к передвижению повозок и конных экипажей. Долгое время на дорогах городов и сёл творился настоящий хаос, и этой проблемой никто не занимался. Но уже в 1720 году, благодаря указу Петра Великого, представители закона должны были регистрировать всех кучеров и извозчиков и присваивать им личные номера. Кроме того, полицейским надлежало следить за соблюдением правил дорожного движения. За нарушение ПДД наказывали строго: впервые «оступившегося» избивали плетью. Если этот же человек попадался в руки правоохранителей ещё раз, его не только били, но и штрафовали. Ну а нарушившего правила дорожного движения в третий раз ссылали на каторгу. А за неосторожную езду и вовсе можно было лишиться головы».
Также Екатерина Валентиновна пояснила, что «таксы» на услуги извозчиков существовали и раньше. Они сами их устанавливали. «Извозчики оценивали внешний вид пассажира, наличие у него багажа, учитывали время суток и погоду. По большим праздникам услуги стоили дороже. Примечательно, что в присутствии сопровождающей пассажира дамы торговаться было не принято. То есть извозчик мог запросить любую сумму», – уточнила педагог.
Как думаете, может, стоит применить некоторые законы того времени к сегодняшним автолюбителям? Например, удары плетью за нарушение ПДД.
А поехали на бал?
После того, как все докладчики отчитались, участникам семинара предложили «принарядиться», озвучив правила игры «Вы поедете на бал». Всем раздали карточки с изображениями платьев, туфель, головных уборов, украшений, причёсок и карет. На обратной стороне каждого рисунка указали стоимость услуг. Присутствующих разделили на три команды, поставив перед каждой задачу: потратить как можно меньше денег, собираясь на светское мероприятие. Победила в игре сборная гостей семинара – педагоги «приоделись» и отправились на бал за 161 980 рублей в эквиваленте на наши деньги.
В свою очередь заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания Наталья СОБОЛЕВА отметила, что ермолинская школа с 2019 года является опорной площадкой по формированию финансовой грамотности.
«За это время в образовательном учреждении мы провели несколько семинаров. Приглашали на тематические встречи как педагогов из других образовательных учреждений, так и родителей, и, конечно, непосредственное участие в них всегда принимают дети. И результаты нашей работы достаточно внушительны – в 2020 и 2022 годах мы заняли первые места на областном конкурсе “Лучшие практики по формированию финансовой грамотности”», – рассказала Наталья Алексеевна.
В завершение мероприятия участники смогли оценить уровень организации, содержание, эффективность полученной информации на семинаре, заполнив подготовленные заранее анкеты. Также всем вручили памятки со ссылками на детские обучающие мультфильмы по финансовой грамотности и сайты, где можно найти ответы на множество вопросов по этой теме.
Анастасия ВЯТКИНА