А годы стук-стук, достукали до ста

16 февраля 2022 г.

Дожить до ста лет – редчайшее достижение. А в наше нестабильно-пандемийное время – и подавно. Подобный подвиг оказался под силу боровчанке Валентине Иннокентьевне СТУКАЛОВОЙ, которая отметит вековой юбилей 23 февраля

А годы стук-стук, достукали до ста

Дожить до ста лет – редчайшее достижение. А в наше нестабильно-пандемийное время – и подавно. Подобный подвиг оказался под силу боровчанке Валентине Иннокентьевне СТУКАЛОВОЙ, которая отметит вековой юбилей 23 февраля

Драгоценные туфли

Она появилась на свет в глухой деревне на Вологодчине. Отец – пастух, мать – доярка. В семье пятеро детей, Валя – вторая. Жили очень бедно. После семилетки девочка поступила в молочно-консервный техникум, который располагался в райцентре. «Я старалась учиться отлично, чтобы получать повышенную стипендию, – вспоминает СТУКАЛОВА. – Родители мне помогать не имели возможности, поэтому рассчитывать приходилось только на себя. Через несколько месяцев на сэкономленные деньги я позволила себе купить туфли. Берегла их, как огромную драгоценность. Ведь раньше ни о чём подобном мы и мечтать не могли, в обносках ходили».
Эти туфли стали для девушки своеобразным символом перехода к взрослой, самостоятельной и чуть более обеспеченной жизни. После получения диплома в 1943 году СТУКАЛОВУ направили на работу в Перемышль Тульской области (Калужская область к тому времени ещё не образовалась). Выбирать свой трудовой путь выпускникам техникумов не приходилось. К тому же шла война. Тут уж всё было подчинено интересам государства.
А в победном 1945 году молодого специалиста перевели в Боровск. Работала на молокозаводе – мастером, технологом. В 1956 году Валентину Иннокентьевну назначили директором головного молокозавода в Боровском районе.

Силой убеждения

Под её началом находились не только боровское предприятие, но и другие заводы на территории района, то есть вся молочная перерабатывающая промышленность. Находясь на этом посту в течение 26 лет, она не боялась идти на эксперименты, и даже совершать локальные революции. В какой-то момент решила, что будет целесообразно ликвидировать завод в Абрамовском, а вместо него построить предприятие в Тишневе, располагающемся на пересечении дорог. Ей говорили, мол, куда ты лезешь, ведь такие вопросы решаются на уровне министерств и ведомств. И там подобные инициативы снизу не поощряют. Но Валентина Иннокентьевна, словно оправдывая свою фамилию, настойчиво стучалась в двери начальственных кабинетов, пытаясь доказать экономическую обоснованность своего предложения. И добилась-таки своего. А жизнь показала, что СТУКАЛОВА была права – тишневский завод оказался значительно рентабельнее. С такой же убедительностью она доказывала, что если вложить средства в реконструкцию балабановского завода, то он один может обслуживать весь район. И снова не ошиблась.
Постепенно к молодому директору из Боровска наверху начали прислушиваться, даже ставили в пример. И не без оснований. Боровская молочная промышленность демонстрировала самые высокие результаты в области. И по объёму производства, и по ассортименту продукции боровчанам не было равных. Молоко, творог, сливки, сметана, кефир, ряженка пользовались большим спросом не только в нашем регионе. Каждое утро отправлялись машины в Москву. И весь этот процесс директор тщательно контролировала. Это сейчас молоко делают такое, что оно может храниться месяцами (другой вопрос – какая от него польза). А тогда было не так много возможностей с помощью каких-то технических средств искусственно продлить сохранность продукта. Сломается машина в дороге, простоит несколько часов под палящим солнцем – и всё пропало.
Поэтому СТУКАЛОВОЙ нельзя было расслабиться ни на секунду. Она вынуждена была вникать во всё. Электричество, теплоснабжение, канализация… Все системы должны функционировать бесперебойно. Потому что Бурёнки ждать не будут, они требуют, чтобы их вовремя доили. А дойное стадо, между прочим, насчитывало по району до 10 тысяч единиц. При этом действовала система, согласно которой молокозаводы сами должны были вывозить продукцию из колхозов. Но она со своими обязанностями справлялась прекрасно. Ведь не за красивые же глаза ей вручили орден «Знак Почёта» и много других наград.

В заботе о людях

«Валентина Иннокентьевна была очень требовательна и к себе, и к сотрудникам, – вспоминает бывший экономист Людмила СМИРНОВА. – При этом, стремясь к выполнению задач, она в первую очередь переживала за подчинённых. Благодаря усилиям директора сотрудники получали жильё, имели возможности для качественного отдыха, санаторного лечения. Стимулировала молодёжь к повышению профессионального уровня. Неудивительно, что многие стали отличными специалистами, доросли до высоких должностей».
Она всегда думала о людях. Валентина Иннокентьевна дважды была замужем, но счастья материнства ей испытать не довелось. Поэтому всю свою нерастраченную любовь дарила окружающим. Как только твёрдо встала на ноги в Боровске, перевезла к себе больную престарелую маму и сестёр с семьями. Активно участвовала в воспитании племянников.
Уйдя на пенсию с поста директора, СТУКАЛОВА ещё долго продолжала трудиться. Была заместителем председателя Районного совета по охране природы, председателем ревизионной комиссии Райкома КПСС, несколько лет работала в социальной службе. Те, кто знают эту женщину, говорят, что на всех должностях она во главу угла ставила заботу о людях.
«Много лет работая в районном Совете ветеранов, Валентина Иннокентьевна всегда стремилась помочь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, – делится представитель организации Юлия КРАСАВИНА. – И вообще, всегда была активной, деятельной, душой коллектива и в работе, и в празднике. Только пять лет назад, когда ей исполнилось 95, она отошла от больших дел. Но осталась Почётным членом Совета».
СТУКАЛОВА уже не в силах заниматься общественной работой, но она не оторвалась от жизни. Когда говорит, что задержалась на этом свете, скорее всего, лукавит. Это проявляется даже в мелочах. Сядет играть в карты с племянником Владимиром, который за ней ухаживает, и в глазах загорается огонёк азарта. А если выигрывает, начинает подтрунивать над родственником: «Эх, ты, до седых лет дожил, а играть толком не научился». Интересуется всем, что происходит вокруг, хотя в последнее время стала очень плохо слышать. Но это не мешает ей следить по телевизору за новостями. А когда видит на экране российского президента, звук ей совсем не нужен: «Смотри, какой у него лоб широкий. Это признак большого ума».
А когда человек сохраняет способность шутить, это говорит о хорошем жизненном тонусе.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки