13 тяжеловесных автомобилей за час пронеслись через центр города в минувший вторник
И это при том, что проезд большегрузного транспорта в Боровске запрещен соответствующими знаками со стороны всех въездов в город
Исключение составляют лишь машины, доставляющие продукты и промтовары в местные магазины, коммунальная техника.
Груженые песком и щебнем тонары и КамАЗы сотрясают дома боровчан ежедневно, 24 часа в сутки. Их вес наносит ущерб дорогам и угрожает целостности автомобильного моста через Протву. Ещё свежи в памяти дни, когда в апреле этого года один такой тяжеловес повредил покрытие на небольшом мостовом сооружении над Текиженским ручьём на улице Урицкого.
На знаки и камеры водителям таких машин откровенно плевать. У них и номера-то вечно замазаны грязью. А разлетающийся из неприкрытого кузова песок, может, и был бы полезен улицам райцентра в качестве средства от гололёда, да только вместе с камнями он «стучит» в лобовые стёкла встречным автомобилям и машинам, движущимся вслед за тонарами.
Контроль за проездом большегрузов в неположенном месте осуществляет госавтоинспекция. Ну как осуществляет? Проводит рейды, дежуря в разных частях города (конечно, не круглосуточно, ведь у автоинспекторов есть ещё и другие обязанности). При этом штраф за такое нарушение составляет всего 500 рулей, и, естественно, эти крошечные суммы водителей не пугают. Да и перевозчики сейчас все на рациях, мгновенно сообщают друг другу, где стоит машина ГИБДД. Поэтому часто можно наблюдать, как тонары выжидают время, стоя, например, на том же пятачке для весового контроля у Боровска. Во вторник утром «затаились» у автобусной остановки в Тимашове, потому как автоинспекторы дежурили на перекрестке Обнинск-Кривское. А в минувшую среду, например, после того, как две машины ГИБДД проследовали в центр Боровска, поток большегрузов иссяк на пару часов.
«Нужно увеличить плотность нарядов ДПС, привлекать дополнительные силы из области. В очередной раз направим соответствующее письмо в региональное ведомство», – подчеркнул глава районной администрации Николай КАЛИНИЧЕВ.
Летать они не умеют
Недавно в Обнинске из-за ремонта проезда на Менделеева большегрузам, следующим с потресовского карьера, пришлось искать пути объезда. Они ринулись в центр наукограда, в Малоярославец, Боровск (в зависимости от того, в какую сторону им надо).
На въездах в Обнинск появились знаки, усилили патрули ДПС. В Малоярославце провели аналогичную работу, запретив тяжеловесам транзитное движение через город. В Боровске, куда и до этого въезд был ограничен, количество тонаров увеличилось в разы. Тут и своих-то песковозов хватало, а теперь ещё и «соседские».
Безусловно, все понимают, что без песка и щебня не обходится ни одно строительство, а летать автомобили, перевозящие подобный груз, не умеют. Но сохранить дороги и мосты – одна из приоритетных задач. Поэтому и построили ещё в 2016 году объездную Боровска, запретили знаками въезд в него большегрузам. Но они всё равно мчат через центр. Да и не только они. Фуры, строительная, коммунальная техника. Трассой, огибающей историческое поселение, пользуются единицы – через Калужскую и Коммунистическую им удобнее попадать на А-108, это вроде как значительно сокращает путь. И многие из остановленных ГИБДД водителей ссылались на Яндекс карты и навигатор, мол, это они ведут грузовики через город. «Ничего подобного, если грамотно выставлять параметры пути для большегрузного транспорта, система показывает запрет на движение через центр», – утверждают полицейские.
В минувшие выходные «Калугадорзаказчик» и ГИБДД устроили грузовикам засаду на подъезде к Боровску, установив передвижной пост весового контроля. Остановленные сотрудниками Госавтоинспекции тонары, следующие по недавно отремонтированной трассе с явным перевесом, избавлялись от песка прямо на месте – выгружали его на дорогу. Сколько из них проследовало бы через центр, не будь поста, одному Богу известно.
«Им дешевле “сбросить” этот груз и поехать за другим, чем платить штраф за перегруз. А чтобы ничего не нарушать, кузов тонара придётся заполнить лишь на четверть, что, естественно, невыгодно для перевозчика и ведёт к удорожанию сырья для конечного потребителя», – отмечает руководитель ДРСУ № 5 Фёдор СЕЧИН. – Каждый карьер должен согласовать с перевозчиками схемы движения, где можно ехать, а где нет. Кто продаёт, тот и диктует правила. А те, кто нарушает эти схемы, должны попадать в чёрный список. Проехал через Боровск, попал на камеры, в следующий раз его карьер не загружает. Не важно, частный перевозчик или компания. Нужно собирать владельцев карьеров и обсуждать эту ситуацию».
Защитить мост любой ценой
Тема беспрепятственного проезда через Боровск крупногабаритного транспорта обсуждается в районе не первый год. С 2020-го велась разработка новой схемы организации дорожного движения в райцентре. И пару лет администрация Боровска трудится над проектом ремонта конструкции моста через Протву.
По словам вице-мэра по коммуналке Николая ОСЕЕВА, летом его отправили на Госэкспертизу, после возращения с неё нужно будет искать программу, в которую город сможет войти, чтобы реализовать задуманное. Естественно, дело это очень недешевое (по самым скромным подсчётам – более 200 миллионов рублей), и потребуется финансирование бюджетов сразу нескольких уровней: от городского до федерального.
Еще в январе этого года, по словам мэра Боровска Анжелики БОДРОВОЙ, степень износа конструкции моста составляла 76-85 процентов, скрытые под водой элементы в плачевном состоянии. А это, при ежедневной нагрузке из-за большегрузов, означает, что за прошедшие 10 месяцев потребность в ограничении движения тяжёлого транспорта только возросла.
К слову, буквально на днях в Подмосковье обвалилась часть автомобильного моста через реку Пахра. Пострадала женщина-водитель, машина которой рухнул вниз. Неужели ждём аналогичного ЧП у нас?
«В Боровске утверждена новая схема организации дорожного движения. В соответствии с ней будут размещены дополнительные знаки, запрещающие большегрузам въезжать в город. Это позволит, в том числе, установить на дорогах камеры автоматической видеофиксации. В любом случае “письма счастья” нарушителям прилетят, – рассказал на комиссии по безопасности дорожного движения, состоявшейся в минувший вторник, заместитель главы районной администрации Алексей СТЕПАНОВ. – Сейчас нужно предусмотреть средства на приобретение и установку таких камер».
Николай КАЛИНИЧЕВ дал специалистам из городской и районной администраций неделю на «приземление»» этого вопроса. «Это нужно сделать немедленно. Поставить знаки можно за неделю. Закупить и смонтировать камеры – чуть дольше, но тоже не долго. Здесь никаких денег не должно быть жалко. Ежедневно по мосту через Протву 60-тонные машины идут потоком. Прошу через неделю предоставить мне отчёт о принятых решениях и уже предпринятых мерах».
Вернёмся к этой теме к концу месяца и расскажем, что уже сделано.
Галина КУЗЁМКИНА