Вьюжный трафик
Во время недавних снегопадов работники дорожных служб не смыкали глаз ни днём, ни ночью. Благодаря этому люди смогли добираться на работу и обратно домой, а «скорые» в условиях пандемии вовремя оказывали помощь заболевшим. Корреспондент «Боровских известий» проехалась по районным дорогам вместе с сотрудниками ДРСУ №5. И выяснилось, что экстрима в их работе – хоть отбавляй
Где проехать легче
Не все понимают, в чём заключается труд дорожников. Критики и острых замечаний в социальных сетях, звонков в диспетчерские службы хоть отбавляй. Но порой мы просто не осознаём, сколько усилий вкладывают люди нелёгкой профессии, чтобы убрать снег с дороги или тротуара.
«Максимальная скорость движения машины КДМ – 40 километров в час. Некоторые водители пытаются резко подрезать, создают аварийные ситуации, - рассказал водитель ДРСУ Сергей САПУНОВ. - Порой из-за непогоды не видно, где край трассы, а где - середина. Всё вокруг - белое. По прямой не так страшно, а вот на поворотах приходится быть очень осторожным. Прозеваешь - свалишься в кювет».
Всего под присмотром ДРСУ - 220 километров областных дорог. Опорная сеть Боровского района – это трассы Малоярославец-Боровск, Малоярославец–Боровск-Обнинск. Вторая мощная и самая тяжёлая в обслуживании дорожная сеть – район Балабанова, большое бетонное кольцо Лапшинка-Кабицыно, тоннель и стык Киевского шоссе – ЕЛИБ. Чаще всего непростые ситуации возникают в ворсинской зоне, где высокая концентрация грузовых машин. Недавний снегопад, который шёл буквально стеной, усложнил всё ещё больше: машины не могли подняться в горки и на путепроводы. Работники дорожных служб старались быстро решать проблемы. Но оказаться одновременно во всех точках района было просто невозможно.
Ермолино-Боровск-Верея - одно из самых загруженных направлений. Здесь активно курсируют автобусы, маршрутки, люди едут на работу. Движение начинается с четырёх утра. Поэтому убирать снег вдвойне сложно. Зачастую делать это приходится ночью.
Чуть спокойнее ситуация на дорогах Боровск, Федорино, Сатино, Ермолино, Совьяки, Этномир. Впрочем, это тоже те трассы, которые требуют самого пристального внимания. Менее интенсивное движение – на дорогах в Пинашине, Борисове, Гольтяеве, Семичёве, Асеньевском. Но люди и там живут, понятно, что тоже чистить нужно. «Стараемся решать проблемы теми силами, которые у нас есть», - поясняет руководитель ДРСУ Фёдор СЕЧИН.
По правилам, высота снежного покрова на дорогах с трафиком не должна превышать два сантиметра. Однако в снегопад техника не успевает доехать от одного населенного пункта до другого, как выпадает новый слой осадков.
«Не могу сказать, что мы полностью выполняем норматив, но непроезжих дорог стараемся не допускать», - говорит Фёдор Николаевич.
Снежная баталия
В условиях метели водители снегоочистительной техники трудятся по 13 - 14 часов в сутки.
«Дома 3-4 часа отдохнем - и снова за баранку», - говорят они.
Если бы снег выпадал раз в три дня, как в нормальную зиму, с этим бы спокойно справлялись. Но в последний раз он шел почти 12 часов… А ведь еще требуется время, чтобы устранить последствия стихии: убрать обочины, территорию возле остановочных павильонов. В общем, объем - колоссальный. А ещё ежедневно сотрудники дорожных служб буквально вручную чистят по 20-25 остановок, которые разбросаны на больших расстояниях друг от друга.
«В период снежных катаклизмов мы делаем все для того, чтобы дать проезд людям, социальному транспорту – в первую очередь, - рассказывает Фёдор СЕЧИН. - Отдельное внимание уделяем дорогам, по которым проходят школьные автобусы. Однако случаются и ЧП. Так, в Малоярославецком районе одна из «скорых» во время снегопада проехать не смогла, несмотря на то, что техника там накануне работала. Почти 40 сантиметров снежного покрова намело за сутки. Больного пришлось доставлять другой машиной».
Во время передышек между залпами снеговой артиллерии дорожники чистят обочины. «Раньше просто не успеваем» - отмечает Фёдор Николаевич. - Ведь работу выполняет небольшой штат: на два района трудятся 45 человек. В основном это водители и механизаторы. В их распоряжении - порядка 20 единиц техники: тракторы, погрузчики, грейдеры и машины КДМ. Все - отечественного производства. В спокойной обстановке, без снеговых ЧС, рабочих рук и техники хватает. Однако 2021 год преподнёс сюрприз в виде снежной стихии. Ни одному водителю не удалось толком посидеть за новогодним столом, выпить шампанского».
История с кабанами
«Семья к ненормированному графику относится с пониманием, - рассказал Сергей САПУНОВ. - Знают, что вызвать могут в любое время. Да, работать приходится порой в непростых условиях. После такого снегопада резкий минус технике на пользу не идёт. Машина едва оживает. Навесное оборудование отогреваем с трудом. Но самая сложная ситуация была, когда прошёл ледяной дождь. Чтобы посыпать песком спуски и подъёмы, приходилось проходить одни и те же участки по нескольку раз. Машины несло - не подняться».
К слову, Сергей – один из самых опытных водителей. В марте ему исполнится 56 лет, с 1987 года – за рулем. Обслуживает малоярославецкое и боровское направления. С 1991 по 2018 год работал дальнобойщиком. Ездил от финской границы до Сухуми. Для него экстремальные условия - обычное дело. В 90-е годы, по словам сотрудника ДРСУ, бывало и похлеще - драки на дорогах, рэкет, когда колеса угрожали порезать. А одно стоило 18 тысяч рублей. Шесть - на прицепе и десять на машине. Сегодня бывший дальнобойщик занимается очисткой и посыпкой дорог на машине КДМ. В неё помещается восемь кубометров пескосмеси. Этого объёма хватает, чтобы обработать десять километров дорог.
«Все проезжие части, которые находятся в зоне нашей ответственности, убираем каждый день, - поясняет САПУНОВ. - Настанет оттепель, будем расхлебывать снежную кашу».
Случались в его работе и приключенческие истории. Однажды во время расчистки дороги в отдаленной деревне на машину… напали кабаны.
«Из кабины не выйти. И мимо проезжать опасно, могут клыками пробить колёса, вспоминает водитель. - Час постоял, а потом животные ушли».
Выяснилось, что для диких кабанов песок с солью – лакомство, они его любят лизать. Вот и пришли к Сергею – за угощением.
Золотой ресурс
Как рассказали водители ДРСУ, вместе с ними в управлении трудятся замечательные люди других профессий. Работают подолгу. Мастера – по 35 лет. Есть семейные династии.
Например, начальник производственно-технического отдела Ольга Королёва уже наработала стаж более 35 лет. А её отец когда-то строил помещение Управления в чистом поле.
Один из лучших механизаторов ДРСУ Анатолий ТАХТАСИМОВ живёт в Уваровском. Ему перевалило за 50, но без него - как без рук. Это не только мастер своего дела, но и безотказный человек. Если надо – выходит в выходные, ремонтирует свой трактор. Даже когда летом идёт окос травы, всегда выезжает в 4-5 утра на работу: чтобы пораньше навести порядок вдоль проезжих частей.
У 66-летнего тракториста Виталия Александровича Орлова - золотые руки. Он работает на старенькой технике автопарка. За этот год двигатель перебрал уже больше десяти раз. Он живет в Федорино. Чтобы добраться на работу, каждый день проезжает по 30 километров в одну сторону. С 1971 года трудился в борисовском колхозе «Заветы Ленина», ныне «Москва». А теперь - на погрузчике, песко-соляную смесь грузит. Как и все водители ДРСУ, 31 декабря вечером только сел с женой за стол, а после боя кремлевских курантов, уже ночью 1 января, выехал на дежурство. Такая вот работа.
P.S.
И вот за окном снова метёт. Синоптики прогнозируют потепление и обильные снегопады. А это значит, что напряженной работы не убавится.
Екатерина ЛУБИНЕЦ