Волшебные замки Айнуры
Молодая ермолинская художница покоряет Европу и пытается спасти разрушающиеся русские усадьбы
2 декабря в калужском музее изобразительных искусств открылась ежегодная Областная выставка-конкурс на соискание премии им. Афанасия Куликова-2020. Посмотреть картины наших талантливых земляков можно будет до 20 декабря. В свое время конкурс учредили, чтобы поддержать изобразительное искусство в регионе, в том числе молодое. И надо сказать, молодежь выросла настолько, что уже дышит в затылок нашим старейшим маэстро. На днях корреспондентам «Боровских известий» удалось связаться с участницей экспозиции, ермолинской художницей Айнурой Гасановой. Газета «Уголок России» писала год назад о её творческих победах во Франции. Айнура - хрупкая, но удивительно стойкая девушка, которая и несерьезную рожицу может состроить перед фотообъективом, и искренне откликнуться на чужую боль, воюет за сохранение разрушающихся памятников архитектуры. Своему профессиональному любимому делу она тоже привыкла служить беззаветно. Ее первое место на «Russian Art Week», крупнейшей XXV международной выставке-конкурсе современного искусства – мечта для многих.
Мы расспросили ермолинскую художницу о новых планах и о том, что её волнует сегодня.
- Не так давно прошла ваша персональная выставка в Жукове. Раньше мастера долго копили работы и решались на подобное мероприятие лишь в зрелом возрасте, подводя итог всему своему творчеству… Что придаёт вам смелость и силы?
ГАСАНОВА: В наше время таких застенчивых художников еще не встречала. Все просто – я уверенный в себе человек. Кстати, очередная персональная выставка планируется у меня в марте в Музейно-выставочном центре в Боровске. Буду рада вас видеть там!
- Какие новые творческие вершины удалось покорить в 2020-м году?
ГАСАНОВА: Приняла участие в Международной выставке «Русская душа в произведениях искусства» в Австрии. Заняла 3-е место в номинации «жанровая картина» за работу «Надежда». Это была экспозиция более чем из 50 полотен художников из разных регионов Российской Федерации, а также мастеров из Европы. В числе критериев отбора, помимо собственно художественной ценности - любовь и уважение к России. Выставка проходила в Вене, в Российском центре науки и культуры, который является Представительством Федерального Агентства «Россотрудничество».
Работаю очень много, Немало новых картин написала. Экспериментирую. Между прочим, среди них есть и такие, которые могут шокировать зрителей. Но об этом я смогу рассказать вам только в марте следующего года.
- Скажите, Айнура, вы находите выставочные площадки или они находят вас сами?
ГАСАНОВА: Выставки, конкурсы, площадки нахожу сама. Победы - это труд, большая работа, а не просто волшебные замки. Регулярно занимаюсь поиском информации, договариваюсь и организую доставку. В общем, сама себе продюсер и менеджер.
- Какие открытия принес вам этот год?
ГАСАНОВА: 2020-й подарил мне восхитительный пленэр. Осень, обычно непредсказуемая в отношении смены погоды, была пронизана теплым воздухом. Такого яркого солнца и буйства красок я еще не встречала. Какая волшебная осень была для художника! Это большой подарок!
Этим летом был пленэр-фестиваль на территории Турлики-Михайловское. Рада, что есть подобное мероприятие, только этого мало… ведь Калужская область просто завораживает своей красотой.
Однако были и печальные открытия. Этим летом обнаружила прекрасное место, о котором никогда раньше не слышала. Дом знаменитого врача С. Федорова (Федоров – выдающийся хирург, основоположник отечественной урологии) - в санатории «Воробьёво», там вокруг большой пейзажный парк, с прудами. Сложно себе представить, что такое архитектурное чудо, прекрасная усадьба в стиле модерн расположена совсем рядом, в нашей Калужской области. К сожалению, здание аварийное, как музей уже не работает. От рук вандалов усадьба тоже пострадала… Разбили окна, устроили внутри полную разруху, разрисовали фасад. Никаких изменений в лучшую сторону. И самое ужасное - отключили отопление. Смертный приговор для такого здания… Но если сравнить с Морозовской дачей, то там ситуация вообще плачевная. Все запустили. Местные жители очень огорчены из-за этого. Неужели мы настолько богаты, что можем разбрасываться памятниками архитектуры?! Мы же эти шедевры скоро потеряем… Нельзя жить среди одних «Пятерочек» и «Магнитов».
- А какие усадьбы, на ваш взгляд, удалось сохранить должным образом?
ГАСАНОВА: Музей-заповедник известного художника Василия Поленова. Вообще здесь удивительная энергетика, богатая природа. Только представьте –
хвойный лес, Ока, огромная территория, на которой расположились невероятной красоты здания, постройки, музей. Атмосфера спокойствия, умиротворения, чистый воздух – всё это заряжает энергией на долгое время. Здесь я изобразила Аббатство – мемориальную мастерскую художника. Вот что писал об этом здании сам Поленов: «Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то Аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».
Настоятельно рекомендую побывать там.
Это совсем другая история - люди берегут бывшее имение великого художника, они заинтересованы. Неужели дом Федорова тоже не заслуживает внимания?! Вот так - три старинные усадьбы, а судьбы у всех разные.
Люблю Боровск. Город привлекает необыкновенными пейзажами и удивительными памятниками архитектуры. Сюда хочется возвращаться снова и снова, знакомиться с каждой улицей и с каждым домом.
- Можно ли научить рисовать любого человека или это дар?
ГАСАНОВА: Нужно желание и стремление. Обучить можно каждого. В любом возрасте.
Художники - счастливые люди: умеем замечать истинную красоту, даны инструменты, с помощью которых можем поделиться с другими тем, что видим и чувствуем. Это большая и исключительная привилегия.
А вот лень никого никогда не приводила к успеху. Если цель – научиться рисовать, то нужно решить, как именно тратить своё время. Необходима дисциплинированность.
- Что вы делаете, если вдруг картина не получается? Как часто портите холсты и что при этом испытываете?
ГАСАНОВА: К неудачным работам стараюсь относиться спокойно, так как неудачи – неотъемлемая часть жизни. Храню свои провальные работы, стараюсь как следует изучить их и понять, что именно пошло не так. Каждую такую работу я воспринимаю как шаг на пути к успеху и делаю всё, что в моих силах.
- Сохранилось ли ваше увлечение аэрографией?
ГАСАНОВА: Аэрографию я временно отложила. Продолжаю работать над портретами, жанровыми сюжетами, пейзажами, ведь через пейзаж можно выразить чувства людей – от состояния спокойствия и тишины до беспокойства и тревоги.
- Какие работы вы представляете на выставке-конкурсе в калужском музее изобразительных искусств?
ГАСАНОВА: По правилам, можно только три работы выставить. Мой выбор – «Маруся с пшеницей» (в роли модели - моя ученица), а также пейзаж с видом Боровска и картина с зубрами – это величественные и удивительные животные.
- Расскажите, пожалуйста, о своих ермолинских натурщиках.
ГАСАНОВА: Безумно благодарна им. В основном позируют друзья, знакомые, теперь и ученики. Благодаря им для меня открылись новые возможности. Ведь человеческое лицо обладает уникальным набором характерных черт, требует кропотливого изучения. Портрет –
это нечто большее, чем просто копирование. Я стараюсь понять своих героев, деликатно проникнуть в их внутренний мир. Чутко и бережно подхожу к изображению человека.
Кстати, вот еще плюс профессии: можно познакомиться с самыми разными сферами жизни и со множеством интересных людей.
- Какую роль играет для вас чужое мнение?
ГАСАНОВА: В конечном счете, я для себя - самый строгий учитель, стараюсь выбирать близкое моему внутреннему миру направление, лучшие ориентиры и образцы. Неважно, будут вывешены мои картины на всеобщее обозрение или просто делаю набросок для своего удовольствия - вкладываю в это дело свою душу. Ведь искусство - это моя жизнь.
Алексей САЙГИН