У ребенка должна быть семья

02 августа 2024 г.

Согласно статистике, на начало нынешнего года в нашей стране число детей, оставшихся без родителей, составило 358 тысяч человек. Но эти цифры постоянно снижаются. В чём, безусловно, заслуга работников органов опеки. Самых насущных проблем в этой сфере мы коснулись в разговоре с начальником районного отдела опеки и попечительства Венерой ЛАПШИНОВОЙ

У ребенка должна быть семья

- Венера Геннадьевна, для начала расскажите о главных задачах вашей службы.
ЛАПШИНОВА: Основное направление – это защита законных интересов несовершеннолетних, и в первую очередь тех, кто остался без родителей. В приоритете – чтобы ребёнок воспитывался в семье. За это мы боремся до последнего. Лишение родительских прав – крайняя мера. Нас иногда спрашивают в суде: а что вы сделали, чтобы спасти ситуацию? Уверяю вас: делаем всё возможное, но мы не всесильны. Вот пример: женщина сильно запила, про ребёнка забыла. Мы убедили её пройти курс лечения в клинике. После этого поначалу показалось, что она вернулась к нормальной жизни. Но через какое-то время снова сорвалась. И таких примеров много.
Мы большое внимание уделяем профилактической работе. Но всего не предусмотришь. Бывает так: семья внешне вполне благополучная. Но вдруг ребёнок-дошкольник убегает из дома. Что-то его к этому побудило? Значит, не всё идеально в этой ячейке общества.
- А как вообще выявляются проблемные семьи?
ЛАПШИНОВА: В первую очередь не должны оставаться равнодушными родственники, соседи, школьные учителя. Если что-то неладно, надо сигнализировать нам и в другие службы. Иной раз люди наблюдают, как гибнет семья, как страдают дети. Обсуждают между собой, но конкретных действий не предпринимают. А когда случается что-то непоправимое, сразу начинаются вопросы: куда смотрели работники опеки, правоохранительные органы? Но мы же не можем ходить по всем домам и узнавать, кто как живёт.
- Насколько серьёзные требования предъявляются к тем, кто желает усыновить или удочерить чужого ребёнка?
ЛАПШИНОВА: Здесь одного желания недостаточно. Чтобы решиться на такой шаг, нужно всё тщательно взвесить. Прежде чем оформить усыновление, кандидаты долго встречаются с ребёнком, консультируются со специалистами (врачами, психологами, педагогами). Процесс адаптации ребёнка в семье очень долог и сложен. Надо учитывать, что с возрастом могут меняться характер ребёнка, его поведение. Даже у родственников возникают проблемы с воспитанием, что уж говорить о приёмных родителях. Вот одна история. Мальчик с трёхлетнего возраста рос под опекой бабушки. До поры всё было идеально. Но со временем мальчишка стал дерзить, хулиганить, хуже учиться, появились вредные привычки, слушаться бабушку отказывался. Та, не в силах справиться с ситуацией, пришла к нам и заявила, что отказывается от опекунства. А тут нашлись люди, готовые усыновить сорванца. У них уже есть дети – и родные, и приёмные. И случилось чудо – подросток стал меняться в лучшую сторону – от дерзкого хулигана не осталось и следа. Ему просто нужна была полноценная семья, где он старается равняться на старших, заботится о младших. С бабушкой он этого не получал.
А есть примеры иного рода. 14-летняя девочка, мать которой лишили родительских прав, попросила устроить её в детский дом. Мы готовы были найти ей замещающую семью, но она наотрез отказалась. И сейчас в детдоме чувствует себя очень комфортно. Склад характера такой, что человеку лучше в большом организованном коллективе с установленными правилами.
Те, кто желает усыновить ребёнка, должны пройти определённое тестирование, обучение в школе приёмного родителя, получить сертификат. Все требования прописаны в Семейном кодексе, в Законе «Об опеке и попечительстве». Главные критерии для кандидатов – отсутствие судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, тяжёлых заболеваний, алкогольной или наркотической зависимости. Имеет значение и финансовое состояние семьи. Важно, чтобы в квартире не было тесно. В идеале, конечно, чтобы ребёнок имел свою отдельную комнату, но это не обязательное условие.

Важная миссия

- Бывает, что от приёмных детей через какое-то время отказываются?
ЛАПШИНОВА: Через несколько дней после того, как я вступила в должность начальника отдела, ко мне в кабинет пришла женщина с ребёнком и категорически заявила: «Забирайте, куда хотите, я больше не могу!» Я в первые секунды растерялась, но потом сумела найти нужные слова, чтобы переубедить человека. Как правило, такие истории похожи друг на друга в том плане, что решения принимаются спонтанно, в порыве эмоций, например, после конфликта. Мы предлагаем не действовать скоропалительно, а ещё раз здраво всё переосмыслить. Как правило, помогает.
- Вы отслеживаете судьбы детей?
ЛАПШИНОВА: Мы регулярно посещаем семьи, в которых они воспитываются. Кроме того, запрашиваем справки, характеристики из разных служб. Опекуны и приёмные родители постоянно с нами на связи. Есть такие, которые по нескольку раз в день звонят или пишут сообщения о том, как у них идут дела, – настолько серьёзно они относятся к своей миссии.
- В Госдуме предлагают не отдавать наших сирот на воспитание в недружественные страны. У нас раньше бывало, что детей из Боровского района усыновляли заграничные семьи. А как сейчас?
ЛАПШИНОВА: Я руковожу отделом почти десять лет. Но за это время не было ни случая, чтобы сироту отправили в другую страну. Когда ребёнок остаётся без родителей, приоритет на опеку отдаётся близким родственникам – бабушкам и дедушкам, тётям и дядям. Если таковых не находится – на очереди замещающая семья из России. Есть региональная, федеральная базы данных, куда постоянно обращаются желающие стать приёмными родителями. Спрос огромный. А к зарубежным соискателям тоже предъявляются очень серьёзные требования. Так что случаев попадания российских детей в иностранные семьи очень мало.

Сценарии для мелодрам

- Расскажите подробнее о структуре вашего отдела.
ЛАПШИНОВА: До 2008 года полномочия по опеке находились в городских и сельских поселениях. Теперь мы являемся отделом районной администрации. Вместе со мной в отделе девять сотрудников.
В сферу наших интересов входят не только дети, оставшиеся без попечения родителей. Приходится участвовать в решении самых разных вопросов. Например, когда супруги разводятся, и суд решает, с кем из них останутся дети. Мы не оставляем без внимания эпизоды, когда один из родителей после развода препятствует общению ребёнка с близкими родственниками. Также приходится вмешиваться, если возникают спорные моменты по прописке, по выплате алиментов.
Работа сложная в первую очередь психологически. Ведь многие душещипательные истории невольно проносишь через себя, воспринимаешь как личную беду. Некоторые случаи – словно сценарии для мелодрам. Женщина 1979 года рождения, которая одна воспитывала дочку, приехала из Москвы в Балабаново на электричке. После душного вагона, на жаре ей стало плохо, случился инсульт. И через несколько дней её не стало. Девочку взяла под опеку её бабушка. Но спустя некоторое время и она умирает. Теперь ребёнок живёт у тёти.
А бывает, что маленький человек в один момент лишается сразу обоих родителей, например, когда они погибают в автокатастрофе. Это не только трагедия для близких, но и сильная тревога для нас, переживание за судьбу ребёнка, когда начинаем заниматься его жизнеустройством... но такая уж у нас работа.

Дмитрий ОДИНОКОВ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки