Скоро в России подорожают абсолютно все продукты
По словам председателя Союза потребителей России Петра ШЕЛИЩА, цены взлетят вверх уже этой осенью.
По словам председателя Союза потребителей России Петра ШЕЛИЩА, цены взлетят вверх уже этой осенью.
Эксперт утверждает, что в ближайшее время сезонные продукты подешевеют. Но пищевой «праздник» продлится не долго, следом россиян снова ждёт подорожание.
«Единственное главное ограничение цен на сегодняшний день – потребительский спрос. Но, как всегда, дорожают больше всего те продукты, которые называются неэластичными. Спрос на них не зависит от стоимости. То есть, как ни повышай цену, люди всё равно будут их покупать, потому что замены им нет, – говорит Пётр ШЕЛИЩ.
Стоит отметить, что к неэластичным относят крупы, макароны, сахар, растительное масло и хлеб. Именно они наиболее востребованы людьми с невысокими доходами. Чтобы снизить цены на такие продукты, необходимо их больше производить, соответственно, нужно развивать конкуренцию. Но сейчас это вряд ли возможно.
«Дело в том, что в последнее время активно сокращаются малые формы бизнеса – крестьянско-фермерские хозяйства. Но при этом растут монополисты, то есть агрохолдинги. Они могут ставить любую цену на свою продукцию. На выходе тоже стоят монополисты – сетевики, — поясняет экономист, директор московского Центра конъюнктурных исследований Георгий ОСТАПКОВИЧ. — В России доля сетей около 40% в общем объёме товарооборота овощей и вообще продуктов питания. То есть на входе и на выходе стоят монополисты, а посередине — огромное оптовое звено, которое тоже формирует свою повышенную стоимость. Плюс мы же не Бельгия, не Люксембург и не Монако, нам нужно перевозить продукцию. Из Ставрополя на Камчатку вы будете «гнать» её полторы-две недели на поезде, плюс для этого нужны будут холодильники. И здесь появляется ещё куча посредников. Вот от этого и растёт цена».
Также, по мнению российских экспертов, их повышение зависит от инфляции, плохого урожая 2020 года, удорожания удобрений на 60 % и дефицита рабочей силы. Ведь во многих сельскохозяйственных регионах трудились мигранты, которые «испарились», как только из-за ковида закрыли границы.