Можно – и точка!
Дома в зоне подтопления на Текстильной узаконены по суду. Ермолинская администрация проиграла апелляцию
Стройка на берегу Протвы несколько лет назад вызвала сильнейший социальный взрыв. Тогда яблоком раздора стал детский пляж, доступ к которому оказался перекрыт. Спор уладили, оставив узкую дорожку (пока, правда, больше похожую на канаву) между таунхаусами и новыми коттеджами. Однако осталось непонятным, каким образом стало возможным возведение домов в зоне подтопления.
По инстанциям
Обращения горожан и администрации в различные инстанции, казалось бы, принесли результат: Госстройнадзор признал строения самостроем и подлежащим сносу. Вооружившись этим заключением, муниципалитет отправился в суд с требованием убрать самовольные постройки и возложить на собственника земли обязанность провести специальные мероприятия по защите домов от затопления: возвести дамбу, берегоукрепительное сооружение и т.д. Однако Фемида в конце 2023-го года встала на сторону застройщика и первого покупателя коттеджа на берегу Протвы, который автоматически стал вторым ответчиком.
Администрация с решением суда первой инстанции не согласилась и подала апелляционную жалобу в Калужский областной суд.
Однако и здесь муниципалитет не нашёл поддержки. Основания для отмены решения районной Фемиды найдено не было. Во-первых, вид разрешённого использования всех спорных участков соответствует фактическому – под ИЖС. Все они расположены в зоне Ж-1 – зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Земля поставлена на учёт в Росреестре, а границы определены.
С экспертизой не поспоришь
Что до строительства в зоне подтопления, то однозначного запрета на него нет. Возводить дома на такой территории можно, выполнив ряд условий. И судебная экспертиза, проведённая компанией «Малтон», заключила, что все нормы, правила и требования соблюдены. В том числе после обследования специалисты резюмировали, что и мероприятия по защите от затопления также выполнены: фундамент имеет гидроизоляцию, ведутся работы по вертикальной планировке участков (повышается рельеф).
Более того, эксперты напомнили, что по закону защита территорий населённых пунктов от затопления лежит на плечах собственников водных объектов и органов местного самоуправления в области водных отношений. А инженерная защита должна ими предусматриваться при разработке документов по планировке территорий.
Калужский областной суд указывает и на то, что администрация в своём иске не оспаривает выводы экспертизы, а также не приводит новых доводов в апелляционной жалобе, кроме тех, что были представлены в первой инстанции.
Учитывая всё вышеперечисленное, судебная коллегия оставила решение боровского районного суда без изменений. Администрация имеет право пойти дальше: по пути кассационной жалобы. На это у властей ещё есть немного времени. Срок подачи заканчивается в 20-х числах июня. Но, судя по тому, что почти за три месяца этого не случилось, в свою победу муниципалитет уже не верит.
Вода утекла
А это значит, всё, что остаётся горожанам, это наблюдать вместо красивых пейзажей на берегу Протвы высокие заборы коттеджей, а также продолжать недоумевать: как так случилось, что предоставленный в 2009 году в аренду участок под турбазу с лодочной станцией оказался застроенным жилыми домами. Причём, как вспоминают местные жители, раньше на месте таунхаусов были огороды. Землю под ними люди в своё время просили у администрации в аренду с дальнейшим оформлением в собственность. «Власти сказали, что это природоохранная зона, и строительство домов здесь категорически запрещено. Но каким-то чудом спустя пару лет на этой запрещённой земле были построены дома», – вспоминает жительница города Ирина АЛЕНИЧЕВА в соцсетях.
Так или иначе, с тех пор много воды утекло, и наверное, сейчас искать ответы на вопрос, как зона отдыха превратилась в жилой микрорайон, сродни маханию кулаками после драки. Тем более, после того, как точку в данном деле поставил суд.
Анастасия БОЛТАЧЕВА