И будут яблони цвести во имя жизни
В Балабанове открылся сквер памяти
Станция в огне
3 декабря мы отмечали День неизвестного солдата. 5 декабря 1941 года началась контрнаступательная операция наших войск под Москвой. Балабаново и его окрестности сыграли важную роль в защите подступов к столице.
На этом участке был ценен каждый локальный успех, каждый день, каждый час. И дело не просто в близости к Москве, но и в стратегической значимости железнодорожной станции. Подтверждение тому - эпизод, о котором рассказывал лётчик-истребитель Георгий ИВАНОВ:
«Наш полк осенью 1941 года располагался вблизи фронта. 4-5 раз в день приходилось подниматься в воздух на перехват самолётов противника, на разведку, на прикрытие бомбардировщиков. Хорошо помню один из вылетов 29 ноября. Наша разведка доложила, что на станции Балабаново немцы сосредоточили несколько эшелонов с военной техникой, боеприпасами, продовольствием, горючим и живой силой. В воздух поднялись 15 наших бомбардировщиков. Мне и моим товарищам было приказано прикрывать их от зенитного огня.
Мы ещё не долетели до цели, как вражеская зенитная артиллерия открыла заградительный огонь. После нашей атаки зенитки замолчали. Это позволило бомбардировщикам нанести несколько сокрушительных ударов по гитлеровским эшелонам. Всего уничтожено 10 зенитных установок и 4 эшелона. Врагу был причинён огромный материальный ущерб, около 180 гитлеровцев убито и ранено».
Медаль, пробитая осколком
А месяц спустя началась операция по освобождению Балабанова. Об этом повествуется в книге «Битва за Москву на Боровской земле».
«С 25 по 28 декабря 113-я стрелковая дивизия 33-й армии продвинулась с боями на 5 км, от деревни Иклинское до разъезда Ворсино. С 18 по 27 декабря 93-я стрелковая дивизия продвинулась от Мельниково до района Балабаново с боями на 12 км. Для более эффективного взаимодействия 27 декабря 93-я дивизия была передана в оперативное подчинение 33-й армии. 28 декабря Особым полком Западного фронта под командованием Н. Шевцова станция Балабаново была освобождена».
Павших в боях хоронили в братской могиле, появившейся в непосредственной близости от станции, на нынешней улице Коммунальной. Освободили Боровский район, но война была в самом разгаре, о чём напомнила несколько месяцев спустя - весной 1942 года. Вот как об этом рассказывал очевидец тех событий, политрук И. КОРОЛЁВ:
«После окончания месячных курсов политруков я был направлен в запасной стрелковый полк, который размещался в селе Роща под Боровском. Части 33-й армии оказались в окружении под Вязьмой, и к ним на выручку беспрерывно шло пополнение. 19 апреля 1942 года я получил приказ о назначении меня комиссаром батальона, прибывающего на следующий день из резерва главного командования на станцию Балабаново.
Не прошло и пяти минут после остановки состава, как мы услышали крики: «Воздух!» Три пикирующих бомбардировщика «Юнкерс-87» шли на высоте бреющего полёта. Люди бросились врассыпную, пытаясь найти укрытия. Мы с командиром батальона старшим лейтенантом Кузнецовым оказались в бетонной трубе большого диаметра. Послышались разрывы бомб, на нас посыпались комья земли.
Отбомбившись, самолёты направились в сторону Боровска. Когда мы вышли из укрытия, страшная картина предстала перед нами: огромное количество убитых, стоны раненых. Всех погибших мы похоронили в братской могиле. Из карманов изъяли красноармейские книжки, фотографии. У одного бойца на груди была медаль «За отвагу», пробитая осколком».
В братской могиле было похоронено и немало мирных жителей. Бывшая жительница деревни Климкино Надежда КРУГЛОВА вспоминает, что на станцию для помощи нашим войскам в погрузочных работах привлекались люди из окрестных деревень - в основном женщины и подростки. И в тот день под немецкими авиабомбами погибли четверо климкинских подростков, в том числе её племянник Георгий СТЁПИН. Кроме того, жертвами обстрела стали несколько жителей бараков, расположенных в непосредственной близости от станции.
Знаковое событие
После войны на этом месте появился мемориал. А сейчас, в год 75-летия Победы, территория вокруг памятника приобрела новый вид. Здесь появился сквер, над созданием которого трудилась большая группа людей. Автором проекта стал обнинский архитектор Станислав КАШИН. Главная идея сквера - бой во имя жизни, гибель во имя памяти. Поэтому рядом с мемориальной зоной мирно сосуществует территория для отдыха и детских забав. В новом формате воссоздан старый сад около Детской школы искусств. Весной молодые яблони зацветут розовым цветом.
«Это знаковое событие для нашего города, - отметил глава балабановской администрации Сергей ГАЛКИН. - Мы открываем ещё одну территорию, связанную с военной историей. Идею поддержало правительство Москвы, которое выделило на создание сквера 20 миллионов рублей. Все наши действия направлены на сохранение памяти погибших».
На мероприятие прибыла делегация из Московского Государственного лингвистического университета. В 1941 году это был институт иностранных языков, на базе которого формировалась пятая Фрунзенская дивизия народного ополчения, впоследствии преобразованная в 113-й стрелковую дивизию. Педагоги и студенты рассказали, что они бережно хранят память о тех событиях.
«Благодаря тем, кто защищал подступы к Москве, немцы подошли к столице обескровленными, - напомнил депутат Законодательного Собрания Калужской области Олег КОМИССАР. - Враг потерял уверенность в быстрой победе. Немцы были морально сломлены.
Хочу сказать слова благодарности сотрудникам администрации Балабанова, которые многое делают для сохранения памяти».
Организаторы подчеркнули, что сквер должен напоминать не только о подвиге защитников Балабанова, но и обо всех, кто отстоял свободу нашей страны.
Дмитрий ОДИНОКОВ
Фото: Александр УЛЬЯНЕНКО