И бежит куда-то под горой река
Растёт и ширится индустриальный парк «Ворсино», тесня потихоньку старенькие селения. Вот и Добрино уже с трудом можно разглядеть сквозь огромные заводские цеха. Но само название деревни, как и её героическое прошлое, позволяют надеяться, что жить ей ещё долго
Первые официальные упоминания о территории нынешней Ворсинской администрации относятся к середине XV в. В переписных книгах 1446 г. эти земли значатся как вотчина Архангельского собора Московского кремля. В «Актах Российского государства» встречаются деревни Инютино, Климкино, Ивакино, Козельское, Михайловское. Однако деревня Добрино в этом списке отсутствует. Судя по всему, она образовалась позже. В документах XVII в. упоминается некое «сельцо при речке Истье по левую сторону от Тарусского тракта».
О происхождении названия тоже нет достоверных сведений. Но вот хранительница истории ворсинской земли Ярослава Иосифовна ГРИБАЧЁВА рассказывает: если верить одной легенде, деревню когда-то окружали густые леса, богатые грибами, ягодами, всевозможными лекарственными травами. «Наш добрый лес весь местный люд кормит и лечит», – говаривали в народе. Так и родилось название «Доброе», которое со временем трансформировалось в «Добрино».
Улица имени добродетеля
Одним из самых известных добринцев в прошлом был зажиточный крестьянин Козьма Ильич БЫЧКОВ. Он имел обширный надел земли, участок леса. Помимо крестьянства, занимался мануфактурным промыслом. Ткацкие станки размещались в деревенских домах. Таким образом местные жители могли неплохо заработать. Раз в неделю БЫЧКОВ собирал продукцию и развозил её для продажи в разные места.
Кроме этого, Козьма Ильич хорошо владел строительным ремеслом. До сих пор в Добрине сохранился дом БЫЧКОВЫХ. Первый (каменный) этаж был возведён ещё в XVIII в., а второй (деревянный) выстроил для своей большой семьи Козьма Ильич.
Будучи очень набожным человеком, в 1898 году он пожертвовал крупную сумму на строительство нового каменного храма в Ворсине. Другим крупным спонсором этого проекта стал известный фабрикант Фёдор ИСАЕВ, основатель Ермолинской ткацкой фабрики. В Добрине Фёдор Семёнович имел свой кирпичный цех. БЫЧКОВ также посодействовал в сооружении двух деревянных домов для бедных семей, каменной часовни.
По преданию, в 1919 году с ним приключилась неприятная история. Он отправился на Украину продавать мануфактуру. В одном из селений двое под видом потенциальных покупателей заманили его в какой-то амбар и там закрыли. БЫЧКОВ понял, что его хотят ограбить и, может быть, даже убить. Когда преступники открыли дверь, Козьма огрел обоих подвернувшейся палкой и убежал. Вскоре злодеи были пойманы, товар возвращён владельцу. Но, видимо, от пережитого шока БЫЧКОВ внезапно заболел и скоропостижно скончался, хотя всегда отличался богатырским здоровьем.
Именем Козьмы Ильича названа одна из новых улиц деревни. В его доме продолжают жить потомки. Второй этаж сильно изменился – покрыт модным ныне сайдингом.
Отбить высотку у врага
Добрино оказалось втянуто в водоворот событий во время Великой Отечественной войны. В пятой книге из серии «Боровский архив» военный историк Сергей ГЛУХАРЁВ публикует оперативную сводку последних дней 1941 года, когда шло освобождение Боровского района. Вот некоторые фрагменты решающего этапа схватки.
«113-я стрелковая дивизия, обходя Добрино с юга, вышла на дорогу Добрино – Старо-Михайловская. Противник оказывает огневое сопротивление».
«1292-й стрелковый полк занимает оборону западнее Шилово, прикрывая Шилово, Иклинское от внезапного удара противника со стороны Добрино».
«Решено было, прежде чем атаковать Денисово, уничтожить группу автоматчиков, засевших на высоте, вклиниться таким образом в неприятельское расположение и затем развивать успех на Денисово, Добрино. Для сковывания немцев в Добрино был выделен один полк.
Наши подразделения с ходу окружили высоту. Из Добрина немцы поспешили выслать роту для усиления своих автоматчиков, но наша артиллерия воспрепятствовала подходу её к высоте. Вражеская рота почти целиком была истреблена артогнём, не пройдя и половины намеченного пути».
«29 декабря части 113-й дивизии в течение дня вели ожесточённые бои за Добрино и Денисово. Немецкие войска неоднократно пытались контратаковать наши части, но каждый раз были отброшены с большими для них потерями. К вечеру 1292-й стрелковый полк сумел взять Добрино».
Сразу после освобождения Боровского района в первых числах 1942 г. на окраине деревни были произведены первые захоронения бойцов Красной армии. В 1956 году установлен обелиск. Постепенно сюда стали переносить останки из одиночных и небольших братских могил из близлежащих деревень (Шилово, Иклинское, Аристово, Климкино, Павлово). Самое массовое погребение состоялось 23 сентября 2020 г., после того как представители поисковых отрядов обнаружили в окрестностях деревни Иклинское прах 263 красноармейцев. Всего на площади 240 кв. м захоронено уже более тысячи красноармейцев. А мемориал признан объектом культурного наследия.
Быстрое теченье Истьи
Коренная жительница деревни Нина Васильевна МЕТЛОВА, которую мы встретили на Центральной улице, о тех событиях знает по рассказам родственников, она родилась через три года после окончания войны. «С приближением наших частей немцы начали массово поджигать дома. Наш дом оказался одним из немногих уцелевших. Мама приютила две семьи, хотя сама была многодетной. Тесно, но как иначе? В беде все помогают друг другу. Ещё в Добрине жил один полковник – Матвей Ильич КАРПУХИН. Он участвовал в освобождении деревни и остался здесь, женившись на местной женщине».
Немало интересных историй помнит сотрудница ворсинской администрации Валентина Васильевна ХАСЬЯНОВА. В прошлом она заведовала добринской библиотекой. В её архиве сохранилась фотография старого одноэтажного каменного здания. До революции здесь был трактир. В советское время открыли начальную школу, которая впоследствии перешла в статус восьмилетней.
«В этой школе работали много замечательных педагогов, – вспоминает Валентина Васильевна. – Это Полина Дмитриевна ПОЛЯКОВА (директор), Ярослава Иосифовна ГРИБАЧЁВА, Ольга Ивановна МИЛОВА, Евдокия Петровна АЛЁХИНА (внучка Козьмы БЫЧКОВА), супруги Вера Юрьевна и Михаил Петрович АРХИПОВЫ».
В начале 1970-х ученики и учителя перебрались в ворсинскую школу, а в старом здании расположились медпункт, почта и библиотека. Услугами этих учреждений пользовались, в том числе, и работники телятника, построенного в Добрине.
Давно нет того телятника. Как нет и клуба на окраине деревни. В перестроечные времена вроде бы подумывали о том, чтобы реконструировать старое здание или построить новое. Но потом этот вопрос отпал, когда совхоз «Ворсино» постепенно начал приходить в упадок, а молодёжь массово начала уезжать в поисках лучшей жизни в столицу. Символом ушедшей советской эпохи остаётся заброшенное здание старой школы с заколоченными окнами. Его не сразу и увидишь-то с дороги, вся территория перед фасадом поросла бурьяном.
Время такое же быстрое, как течение Истьи. Но если раньше некоторые опасались в реке купаться из-за холодной воды, то теперь по иной причине. В июне был замечен мор рыбы. Людям тревожно за местную экологию. Вот бросается в глаза переполненная мусорная площадка – та же проблема, что и в других населённых пунктах. Зато здесь идеально гладкая дорога, нормальное уличное освещение. Хочется верить, что эти фонари указывают путь в светлое будущее.
Автор благодарит Валентину Васильевну Хасьянову и Ярославу Иосифовну Грибачёву
Дмитрий ОДИНОКОВ