«Гонщики», освоившие электросамокаты, пугают боровчан своими кульбитами
В райцентре придумали, как обезопасить и тех, и других
Прокат электросамокатов – услуга не новая. Она появилась в 2018 году. В крупных городах и двух столицах СИМ (средства индивидуальной мобильности) пользуются большим спросом. Вместе с ним растёт и количество аварий. Всё чаще в новостях мелькают сообщения о серьёзных ДТП с электросамокатами. В некоторых муниципалитетах их прокат запрещают, и услуги плавно перетекают на «необъезженные» территории.
Вас не ждали, а вы…
В Боровске в минувшем месяце тоже появились железные кони с электромотором. Сначала многие приняли прокат самокатов с воодушевлением. «Наконец-то в Боровске появилось хоть какое-то развлечение», – отмечали горожане.
Однако радость постепенно сменилась страхом остаться покалеченным. Причина – не в самих СИМах, а в «наездниках», которые пользуются прокатом или кикшерингом (принцип действия, как у такси, – добраться из одной точки в другую).
За последние два месяца в социальных сетях то и дело появлялись сообщения и комментарии на эту тему от жителей. Причём диаметрально противоположные. РИЦ провёл свой опрос в паблике. И здесь жители разделились на два лагеря. Каждый из них прав, но как сделать так, чтобы каждый остался доволен?
Баланс скорости и безопасности
«А кто вообще разрешил кикшеринг самокатов в городе?» – вопрошают одни. «Это ещё светло, а темнеет, кошмар, как они ездят», – вторят другие. «Вы бы видели, что творится на Петра Шувалова», – возмущаются третьи. Помимо «криков души», есть и конструктивные рассуждения.
«Самокаты очень удобны в передвижении, но даже в больших городах люди, испытав “всю радость” от них, пришли к выводу, что нельзя давать управление тем, кто не знает правил дорожного движения и не имеет навыков вождения транспорта. Наш город не приспособлен для таких самокатов. Взрослые, возможно, справятся с резкими переходами тротуаров, но дети просто поубиваются», – объясняет всю серьёзность ситуации боровчанка Елена КАРДОБОВСКАЯ.
«Дети ездят по дорогам, не брезгуют встречной полосой, “подрезают” пешеходов на тротуарах. Это проблема самокатов или тех, кто за рулём? Автомобилисты и мотоциклисты также убивают миллионы людей ежегодно. Давайте запретим авто, мото и пешеходов. Всех в биореактор», – взывает к разумным решениям Евгений ЭНГЕЛЬС.
«На машине гоняют – не нравится шум. На электросамокате мотаются – не нравится, что несколько человек. На тележках катаются – просто не нравится. Молодость – одна единственная на всю жизнь. Алкаши на качелях и лавках в центре никого не смущают?» – заступается за молодёжь Ульяна КРИВОШЕЕВА.
«Уважаемые власти, мне кажется, что наш город никак не предназначен для таких самокатов. Вы и сами, наверное, это понимаете. У нас нет тротуаров, на которых могут разъехаться и разойтись пешеход и самокатчик. Дороги с ровным покрытием тоже отсутствуют. Получается, все эти катания до первого непоправимого случая. А смысл? Походите по тротуарам города и подумайте, какие самокаты вообще могут быть здесь? Нужно выбрать: или пешеходы, или самокаты. Наш город не имеет возможности на то и другое одновременно!» – обращается к властям Олеся.
Сработали на опережение
Волнения горожан услышали депутаты боровской Гордумы. Они инициировали создание комиссии, в которую, помимо них, вошли эксперты отдела градостроительства и имущественных отношений боровской администрации. Была создана городская комиссия по дорожной безопасности и поднят вопрос с электросамокатами. Жалобы и предложения жителей решили обсудить совместно с индивидуальным предпринимателем Александром КОЗЛОВЫМ. Именно он занимается прокатом электросамокатов в райцентре. Заседание по этому вопросу состоялось 10 июля. «Мы не будем ждать трагедии. Давайте обсудим основные проблемы и тревоги горожан и найдём адекватное решение», – предложили собравшимся депутаты.
А проблем с СИМами немало: высокая скорость, опасность для пешеходов и самих самокатчиков на тротуарах, аварийные ситуации с последними на дорогах, угроза здоровью совсем юных жителей в парках «Картинка» и на Высоково. А вот причин во всех этих сложностях всего две: подростки и взрослые под «градусом» за рулём. Причём ни те, ни другие, согласно ПДД, не имеют право пользоваться услугами кикшеринга.
По закону
Правила передвижения на СИМ придумали несколько лет назад. Но о них знают не все самокатчики. Поэтому расскажем вам о ПДД с поправками текущего года. Начнём с того, что с 2022 года статус водителя СИМ больше не приравнивается к статусу пешехода. Отсюда следует следующее.
- Водители маломощных электросамокатов имеют право ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам. При движении по тротуару приоритет предоставляется пешеходу.
- Ездить на электросамокате вдвоём или втроём запрещено.
- Перемещаясь на СИМ, водитель должен включать фары в тёмное время суток.
- Вместе с тем необходимо носить светоотражающие элементы на одежде.
- Пересекать проезжую часть водитель СИМ должен только по пешеходному переходу, при этом он должен спешиться. Транспортное средство нужно везти рядом с собой.
- По автодороге водитель СИМ может поехать, только если нет тротуаров, оборудованных велосипедных дорожек или спецполосы для последних.
- Ехать по дороге общего пользования можно только по правой стороне или обочине. Если разрешённая скорость передвижения на дороге превышает 60 км/ч, выезжать на нее на электросамокате нельзя.
Также выезжать на дорогу на электросамокате запрещено, если он не оборудован фарами, световозвращающими элементами, звуковым сигналом и тормозной системой.
Двигаться по дороге можно только по ходу движения машин. Обгонять или объезжать слева другие транспортные средства, в том числе припаркованные автомобили, запрещено.
При пересечении дороги вне перекрестков СИМ должны уступать дорогу всем участникам движения.
Нельзя ездить по автомагистралям, где не предусмотрено движение на велосипеде.
Передвижение на электросамокате и других СИМ разрешено только в защитном шлеме.
Запрещено кататься с детьми-дошкольниками без установки специального сиденья или подножки.
И самое главное, согласно изменениям в правилах дорожного движения, электросамокаты и прочие СИМ имеют статус транспорта. Несмотря на то что пользователям средств индивидуальной мобильности не нужно получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них распространяются правила вождения, действующие на остальные виды ТС. А значит, СИМ теперь официально запрещено водить в пьяном виде и лицам, не достигшим 18 лет.
А именно эти две категории боровчан и становятся ядром проблем.
И вашим, и нашим
Каким образом школьники регистрируют самокаты в приложении – понять сложно. Предприниматель Александр КОЗЛОВ, тот самый, что заведует прокатом электросамокатов, уверяет, что в приложении невозможно привязать детскую банковскую карту. А значит, именно взрослые помогают своим чадам оформить прокат, предоставляя свои данные. Про товарищей под градусом и говорить нечего, их опасные развлечения могут пресечь только сотрудники ГАИ. Но стражей порядка в Боровске обычно немного. Да и для того чтобы поймать каждого нарушителя, на всех перекрёстках маршрута придётся поставить по стражу порядка. А это физически невозможно. Но как тогда обеспечить безопасность всем горожанам?
«Мы предлагаем ограничить скорость передвижения для данного вида транспорта по Боровску до 10 километров в час, – пояснили члены комиссии. – Кроме того, в парках и скверах города СИМ должны ехать не более пяти километров». К слову, сейчас электросамокаты могут «выжимать» из мотора 25. Александр Валерьевич остался не в восторге от решения комиссии, но пообещал подумать над её реализацией. «Во всех городах, в которых я работаю, скорость ограничивается 15 и пятью километрами. Таких условий я ещё не встречал», – объяснил Александр КОЗЛОВ.
«Боровск – город уникальный. Он застроен очень давно. В нашем поселении просто нет широких шестиметровых тротуаров. Напротив, у нас на многих улицах узенькие дорожки, которые зимой приходится чистить вручную. На них встречным пешеходам потесниться приходится, не то что самокатчикам», – объяснил сложившуюся ситуацию народный избранник.
Георельеф не позволяет
И тут с депутатом Гордумы поспорить сложно. Маршрут, который предлагает предприниматель боровчанам, захватывает центр города, а от него расползается на улицы Коммунистическую, Ленина, Мира, Петра Шувалова, Труда и 8 Марта. Три последних обладают узенькими дорожками. А самая широкая из списка – Ленина – «украшена» тротуарами из брусчатки с огромными перепадами и, будем честными, провалившимися канализационными люками. Всё это создаёт естественное препятствие для езды на тяжёлом электросамокате с маленькими колёсами. Для того чтобы разбиться на таком тротуаре, даже пешеходы не нужны.
Отдельного внимания стоит дорожка на автомобильном мосту через Протву. Представьте себе, что по узкому, разбитому тротуару, с двух сторон ограждённому забором, на вас едет весёлый самокатчик. Тут либо в воду прыгать, либо под машину, ну или встречать двухколёсного «коня» лоб в лоб. Каждый из вариантов ничего хорошего не сулит. Впрочем, примерно та же ситуация на 8 Марта и Труда. Выходит относительно безопасной для самокатчиков и пешеходов осталась вторая половина улицы Мира.
«Но полностью запрещать прокат электросамокатов мы не будем. Учитывать мнение поклонников этой услуги тоже необходимо. Поэтому ограничение скорости для них до 10 километров в час мы считаем оптимальным решением», – подчеркнули члены комиссии.
Кроме того, они предложили полностью запретить использование СИМов во время массовых мероприятий. Почему? Думаем, объяснять не стоит.
Двухколёсное такси
К слову, в дневные часы по Боровску колесят десять самокатов, ещё пять к ним прибавляется в вечернее время. Кикшеринг приглянулся горожанам не только новизной (для райцентра) услуг, но и привлекательными расценками. «Прокат самоката стоит 300 рублей в час. Пользователь арендует СИМ и ездит на нём в рамках маршрута. А вот кикшеринг обходится дешевле. 29 рублей на старте и ещё семь за каждую минуту поездки. В среднем добраться из одной точки города в другую выходит порядка 70 рублей», – рассказал Александр Валерьевич.
И вот тут не совсем ясно, поступают ли отчисления с доходов предпринимателя в казну, так как платят их горожане? Оказалось, что у бизнесмена никаких договоров нет, а стоянки электросамокатов он организовал по принципу: «где удобно». «Почему вы не арендовали землю под станции проката? Вам необходимо заключить договор с МУП “ТоргБытСервис”», – пояснила сотрудница городской администрации Оксана БАРАНОВА.
Тариф для предпринимателя комиссия предложила установить в 500 рублей в месяц с квадратного метра. Цифры ещё раз обсудят на очередном заседании Гордумы. В любом случае диалог между депутатами и предпринимателем был налажен.
Комиссия попыталась обезопасить горожан по обе стороны «баррикад» ограничением скорости, а предпринимателей уравнять в правах установлением стоимости аренды. Свои предложения члены комиссии направили на рассмотрение депутатам. В понедельник состоялось заседание Гордумы. Предложения комиссии депутаты приняли. Теперь ответственность за исполнение требований ложится на плечи коммерсантов, занимающихся прокатом СИМ. А контроль над соблюдением установленных правил переходит в полномочия правоохранительных органов. Следующим шагом члены комиссии планируют разработать план улиц, по которым движение на самокатах и вовсе запретят.
Диана ФЕДУЛОВА