Ежиковская империя
Туристы, направляющиеся на Высокое, в первую очередь стремятся увидеть уникальную церковь, памятник преподобному Пафнутию, полюбоваться прекрасной панорамой, открывающейся с холма. При этом без особого внимания остаётся старенький комплекс зданий, сыгравший важнейшую роль в истории Боровска
Из крестьян в фабриканты
Территория на пересечении улиц Калинина и Рабочей ранее принадлежала селу Высоковская слобода. Выходцем из этой слободы был крестьянин Пафнутий Петрович ЁЖИКОВ. В 1885 году он основал здесь ткацко-красильную фабрику. Через пять лет количество рабочих насчитывало 57 человек. Предприятие росло, строились новые цеха. Для расширения производства и лучшего сбыта товара было решено объединиться с Полежаевской фабрикой. Появился «Торговый дом Ёжиковых и Полежаевых».
Потомственный старообрядец ЁЖИКОВ принимал активное участие в жизни города. Был гласным уездного земского собрания, попечителем и председателем Всехсвятской общины, занимался благотворительностью. Он укрепил основание и крышу Высоковской Покровской церкви. Когда в начале XX в. в Боровске на улице Успенской строился старообрядческий храм Всех Святых (ныне здание МВЦ), Пафнутий Петрович и его сын Алексей Пафнутьевич пожертвовали большую сумму на приобретение колоколов.
Пафнутий ЁЖИКОВ скончался в 1914 году в возрасте 85 лет. В некрологе, опубликованном в журнале «Церковь», в частности, говорится: «Умер всеми уважаемый старообрядец и фабрикант. При жизни он щедро помогал крестьянам из Высоковской слободы, а незадолго до смерти отписал им 2000 рублей».
Состояние Пафнутия Петровича унаследовал его сын Алексей. Он также принимал активное участие в жизни города. Любопытно, что в списке гласных Боровской городской думы на 1910-1913 гг. он фигурирует как крестьянин. А в перечне именитых людей Боровска, опубликованном в 1914 году в «Калужских губернских ведомостях», представлен уже как фабрикант.
Алексей Пафнутьевич был помощником начальника добровольной пожарной дружины, членом Боровского уездного комитета по оказанию помощи семьям лиц, призванных на Первую Мировую войну, принимал участие в работе других общественных организаций.
3 февраля 1914 года состоялось освящение храма при боровской уездной тюрьме (на нынешней улице Берникова). Об этом событии сообщал уже упомянутый журнал «Церковь»: «И старообрядцы жертвовали на сей храм. Некоторые были видныя лица на сём торжестве в храме, как то: боровский городской голова Пафнутий Егорович КАПЫРИН и Алексей Пафнутьевич ЁЖИКОВ, крупный фабрикант».
В том же году была открыта Высоковская начальная школа, опять же при активном участии Алексея Пафнутьевича. В советский период здание оставалось бесхозным, потом передано социальному центру «Гармония», а выложенные кирпичами на фасаде цифры «1914», указывающие на год постройки, исчезли.
Время перемен
Конечно, за долгие годы происходили изменения и на самой фабрике. После революции её национализировали. Сначала она входила в Московский текстильный синдикат, а затем в Калужский текстильный трест. Постепенно фабрика прекратила существование. А в её зданиях разместили ФЗУ (Фабрично-заводское училище), а также парк грузовых машин боровской автоколонны. Директором училища в тот период был Илья Григорьевич КАРАНДАСОВ. Ещё до начала Великой Отечественной ФЗУ перебазировали в Ермолино, а гараж – на улицу Коммунистическую.
Два центральных здания комплекса (двухэтажные кирпичные жилые дома) до сих пор не утратили своей архитектурной ценности. Карнизы с большим выносом, пояс из кирпичного орнамента, оригинальные узоры между окнами и между этажами. По словам историка Александра МОРОЗОВА, эти два дома (ныне № 6 и № 8 по улице Рабочей) соединялись аркой, а вторые этажи – переходом. В одноэтажном доме № 4 изначально было правление фабрики, а после войны – ясли. А на втором этаже дома №8 – детский сад.
Цеха и склады оборудовали под гараж для фабрики «Красный Октябрь», прачечную, магазин. Остальные помещения приспособили под жильё для рабочих.
Взрывоопасный пруд
У Александра МОРОЗОВА здесь долгое время жили бабушка, мама, тётка. Их воспоминания он пересказал «Боровским известиям»: «Осенью 1941 года здесь разместились оккупанты. Бабушка как-то возвращается домой, а её выпихивают на улицу. А у неё на руках – две маленькие дочери. Одной четыре года, другая ещё грудная. Ей предложили обратиться к командованию. Только после этого она смогла вернуться в квартиру.
Немцы пригнали сюда много военной техники. В январе 1942 года, когда им пришлось в спешном порядке отступать, стояли сильные морозы и машины не заводились. И у них не получилось вывезти огромное количество боеприпасов. Всё это взрывоопасное нагромождение мин, снарядов, патронов осталось лежать на улице. После освобождения Боровска жильцы обратились к властям с просьбой вывезти этот вражеский арсенал. Но им ответили, что сейчас нет такой возможности. Тогда женщины устроили субботник и все ящики скинули в пожарный пруд, находившийся позади крайнего дома. Пруд после войны закопали, поскольку он подтапливал подвалы. А снаряды там так и остались».
Будни «шанхая»
Бытовые условия, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Туалет во дворе, керосинки. Электричество в дома подавали ограниченно. Разрешалось иметь только одну лампочку и один выключатель. Розетки запрещались, поскольку их использование – большая трата энергии. Не было водоснабжения. За водой приходилось ходить на Высоковский родник. Но все эти неудобства не мешали жить дружно и весело.
В середине прошлого века эту территорию в просторечии стали именовать «шанхаем». В нашем обществе этим эпитетом награждали неблагополучные районы на окраине города, скопище хаотичной застройки, неизведанные лабиринты внутренних дворов. Свой «шанхай» был во многих городах.
Эти особенности использовали и киношники. В середине 1990-х режиссёр Евгений МАТВЕЕВ, снимая трилогию «Любить по-русски», выбрал эту территорию, чтобы показать, в каких условиях проживают беженцы. Да разве только они?
Конечно, за долгое время здесь многое изменилось. Некоторые здания разрушены войной, другие перестроены. Иные превращаются в руины после выселения. И сейчас потихоньку разбираются любителями халявы (кирпичи хоть и старые, но качественные). Смотришь на мощные стены в три кирпича толщиной, и как-то не вяжется с ними эпитет «ветхие». Если не вмешиваться, эти дома могут ещё немало десятилетий простоять. Как мы любим говорить, раньше строили на века. Другое дело, какие условия внутри зданий. Многие привыкли и, кажется, уже слабо верят, что когда-то переберутся в благоустроенные квартиры. Одна бабулька живёт здесь с детства, сейчас ей 93 года. Дождётся ли она переселения по программе «Ветхое жильё»? И что будет в дальнейшем с объектом, обладающим признаками культурного наследия?
Текст: Дмитрий ОДИНОКОВ
Автор благодарит за помощь Александра МОРОЗОВА, Нелли ЛОШКАРЁВУ, а также представителей династии ПОЛЕЖАЕВЫХ