Дни и ночи хирурга СТУДЕНИКИНА
Боровчане уважали Ивана Васильевича не только за профессиональные, но и за человеческие качества
Чтобы учиться, разгружал вагоны
Не каждому удаётся найти именно тот жизненный путь, который предназначен судьбой. Словно этих счастливчиков направляют какие-то высшие силы. Чем иным объяснить тот факт, что парнишка, выросший в большой крестьянской семье на Рязанщине, успешно освоивший плотницкое дело, вдруг решил посвятить себя врачеванию? И вопреки скепсису окружающих, успешно окончил сначала медицинское училище, а затем и институт.
Отправляясь учиться, Иван понимал, на какие трудности себя обрекает. Рассчитывать на финансовую помощь родителей он не мог - многодетная семья жила бедно. Пытаясь свести концы с концами, будущий хирург подрабатывал разгрузкой вагонов. Чтобы единственные ботинки быстро не износились, от общежития до училища ходил босиком (если погода позволяла).
В самом начале профессиональной деятельности судьба послала СТУДЕНИКИНУ суровое испытание на прочность. В 1919 году 18-летний фельдшер был направлен в одну из больниц родной Рязанской губернии. В регионе свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Палаты были переполнены мечущимися в бреду, умирающими больными. Иван трудился по нескольку суток без сна и отдыха. А на второй год работы его и самого свалил тиф.
На все руки
После окончания Второго Московского мединститута СТУДЕНИКИН получил направление в Калужскую губернию. Как специалиста с высшим образованием его оставляли в Калуге. Но он напросился на периферию - туда, где труднее, где не хватает врачей. И тогда его назначили главным врачом Боровской районной больницы.
Сюда же Иван Васильевич вернулся после Великой Отечественной войны, которую прошёл от начала до конца и закончил майором медицины. Хотя от службы СТУДЕНИКИН был освобождён по здоровью. В детстве переболел полиомиелитом, в результате чего одна нога оказалась на несколько сантиметров короче другой. Но Иван Васильевич пренебрёг своей льготой и настоял, чтобы его направили на фронт. При этом на момент начала войны ему было уже почти 40 лет. За время Великой Отечественной через его руки прошло более восьми тысяч раненых и больных, на счету хирурга 381 серьёзная операция.
Опыт, полученный на фронте, очень пригодился в мирной жизни. В течение нескольких послевоенных лет Иван Васильевич был единственным хирургом на весь район. Брался за сложнейшие операции, которые, казалось бы, в провинциальных условиях невозможно провести успешно.
Не было такого оборудования, коим сейчас оснащены многие медицинские учреждения. Но когда на кону человеческая жизнь, а до областной больницы путь неблизкий, врач отметал все сомнения. Его отличали твёрдость, решительность, умение не растеряться, не «поплыть» в условиях цейтнота и принять единственно верное решение.
Профессиональная деятельность СТУДЕНИКИНА - подтверждение того, что в первую очередь успех зависит от таланта врача. Без этого даже самая умная аппаратура бессильна. А его талант проявлялся не только в хирургии. При дефиците кадров Иван Васильевич готов был в любой момент заменить представителей других врачебных специальностей. Например, ему неоднократно приходилось принимать роды. При этом нельзя забывать, что на него, как на главного врача, возлагались все хозяйственные вопросы, вся организационная работа медицинского учреждения. И везде он успешно справлялся.
Сердце не перестало биться
При такой работе СТУДЕНИКИН фактически не был предоставлен самому себе. Отправлялся ли на футбол, в баню или в гости, всегда сообщал дежурным по больнице, где будет находиться. Поскольку в любой момент могла понадобиться его помощь. Для членов семьи ночные стуки в дверь и последующие отъезды Ивана Васильевича стали привычными.
Один из таких выездов стоит особняком в его врачебной практике. Ту весеннюю ночь 1960 года доктор запомнил навсегда. На танцах в Ермолине завязалась драка, в ходе которой молодой человек получил ножевое ранение: лезвие прошло между рёбер и вонзилось в сердце. Пострадавший был доставлен в поселковую больницу, куда вскоре прибыл Иван Васильевич. Он застал пациента в критическом состоянии - пульс не прощупывался, дыхание с каждой минутой ослабевало.
Никогда ранее операций на сердце СТУДЕНИКИН не делал. Но он старался не думать об этом, ведь в такой критической ситуации подобные мысли могли сильно навредить. А помочь должны были опыт, квалификация, интуиция, а также ассистенты - врачи ермолинской больницы Александра ПАВЛИЧЕВА и Зинаида КЛИМОВА.
Вскрыли грудную клетку, внутри всё было залито кровью. Приходилось работать буквально вслепую. Наконец СТУДЕНИКИНУ удалось нащупать рану. Мизинцем левой руки он остановил фонтан крови, а правой зашивал. Пациента удалось спасти.
Об этом случае вскоре написали районная газета «Боровские известия» и областная газета «Знамя». Когда репортёры обратились к Ивану Васильевичу за комментарием, хирург был очень лаконичен:
«Такая операция - первая в моей тридцатилетней практике. А помогло то, что ранее в лучших клиниках Москвы я наблюдал за операциями на сердце. Но одно дело - смотреть, и совсем другое - делать самому. Хотя, что тут много говорить? Главное - удалось спасти человека»
«Это просто мой долг»
Известный русский врач Владимир БЕХТЕРЕВ сказал: «Настоящий медик - это тот, уже после общения с которым пациенту становится легче». Слова эти в полной мере можно отнести к СТУДЕНИКИНУ. А когда люди благодарили доктора за чуткость и внимательность, он скромно отвечал: «Ну что вы? Я просто выполняю свой долг. Лучше медсестёр и санитарок благодарите. Ведь выхаживать пациента, возвращать его к нормальной жизни не легче, чем оперировать».
Одержим работой, очень требователен к себе. Если случались неудачи, то даже такой существенный фактор, как несвоевременная доставка пациента в больницу, не принимал в качестве оправдания. Всегда ломал голову, где, возможно, он сам недоработал. В этом плане был настоящим самоедом. В редкие выходные, находясь дома, Иван Васильевич мог уйти в себя, погрузившись в глубокие размышления. Жена и дети относились к этому с пониманием, старались не беспокоить главу семейства. В такие моменты он анализировал очередной эпизод в своей практике, размышлял, насколько профессионально сработал. И как действовать, если в будущем придётся столкнуться с аналогичным случаем.
Главный врач и от сотрудников требовал такого же ответственного отношения к работе. При этом старался не прибегать к суровым наказаниям. Однажды санитарка забыла закрыть водопроводный кран. Ночью залило весь этаж. Наутро, направляясь на ватных ногах в начальственный кабинет, виновница происшествия готовилась к тому, что СТУДЕНИКИН обрушится громом, и в лучшем случае её ждёт строгий выговор за халатность. Но, к удивлению женщины, Иван Васильевич произнёс одну только фразу: «Надо быть повнимательнее». Это подействовало сильнее, чем жёсткие меры. Санитарка ещё долго работала в больнице и никаких оплошностей не допускала.
Иван Васильевич пользовался авторитетом и у коллег, и у пациентов, и, конечно, в своей семье. Супруга - Валентина Николаевна - была акушером-гинекологом, заведовала родильным отделением районной больницы. По стопам родителей пошли дочери. Тамара Ивановна уехала жить и работать в Москву. А Лариса Ивановна ОСИЮК многие годы трудилась терапевтом и эндокринологом в боровской ЦРБ. Её внук (соответственно, правнук Ивана Васильевича) Арсений тоже выбрал профессию врача, учится в институте. Династия продолжается.
Дмитрий ОДИНОКОВ