Аниме – это весело!

15 мая 2024 г.

Сотрудница РИЦ решила поучаствовать в конкурсе «Аниме – это весело», организованном боровской картинной галереей Людмилы Киселёвой, и показать изнанку подготовки. А также рассказать о японской культуре, которой интересуется местная молодёжь, и как важно подобным инициативам не препятствовать

Аниме – это весело!

Истоки

Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие картины длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов. Ни одного из этих фильмов не сохранилось, но понятно, что их ценность была невелика – это всего лишь эксперименты, сейчас интересные только для историков кино как первые шаги японской анимации. Лучше вернёмся к более современному времени, когда аниме вовсю «крутили» по телевидению, причём не только в стране восходящего солнца, но и в России и СНГ.
Пик развития пришёлся на 1980-е и 1990-е годы. В это время были созданы многие известные аниме-сериалы и фильмы: «Драконий жемчуг», «Акира», «Принцесса Мононоке» и другие. В середине 1990-х – начале 2000-х жанр начал получать большую популярность в других странах мира. Тогда на экраны вышли такие известные аниме-сериалы, как «Сейлор Мун», «Наруто», «Детектив Конан», а также полнометражные фильмы «Унесённые призраками» и «Ходячий замок».
В последние годы жанр стал более доступным для широкой аудитории благодаря стриминговым сервисам. Они предоставляют возможность смотреть аниме на различных устройствах. Кроме того, японская анимация также получила признание и в западной культуре. Некоторые иностранные студии, такие как DreamWorks и Disney, начали создавать свои аниме-сериалы и фильмы, используя технику и эстетику аниме. Но почему же этот жанр вызывает у людей больше всего споров среди остальных?

Общественное мнение

Пожалуй, в этом плане с японской анимацией могут соперничать лишь компьютерные игры, которые уже давно принято винить чуть ли не во всех бедах человечества. Но почему? По какой причине из всей мировой анимации «козлом отпущения» для СМИ и обеспокоенных родителей стало именно аниме? Неужели мультики из страны восходящего солнца имеют какое-то принципиальное отличие, делающее их настолько пугающими?
Во-первых, о вредном влиянии аниме рассказывали по телевизору. Родители часто обсуждали услышанное, фактически просто повторяя слова дикторов, ибо никто из них толком не разбирался в вопросе, и даже дети в школе кривились при одном только упоминании японских мультиков. Аниме никто не понимал и практически все единодушно решили, что от него следует держаться подальше. Однако, по крайней мере среди школьников, было два исключения: «Покемоны», фишки с которыми какое-то время считались чуть ли не полноценной валютой, и «Наруто». Два этих сериала смотреть было незазорно. Никто даже не воспринимал их как аниме. И получилась интересная ситуация. Те же самые дети, которые на одной переменке смеялись над аниме и теми, кто его смотрит, могли часами обсуждать новые серии «Наруто», спорить по поводу лучшей техники или решать, какой ниндзя сильнейший.
Во-вторых, многие люди привыкли считать, что мультипликация – это простое развлечение для детей. И, соответственно, когда на экране появляется анимация, они редко воспринимают её всерьёз.
В-третьих, это совсем другая культура. Япония – страна, которая долгое время была изолирована от остального мира. И нетрудно догадаться, что такие условия способствовали развитию уникальной и ни на что не похожей культуры, которую японцы всеми силами стараются сохранить.
В-четвёртых, аниме для некоторых СМИ – золотая жила. Годами с телеэкранов людям рассказывали об опасном влиянии японских мультиков, причём реальные факты самым бесстыдным образом перемешивались с откровенным бредом и ложью. Как нетрудно догадаться, этого оказалось достаточно, чтобы надолго втоптать репутацию целого жанра в грязь. Но так ли это на самом деле и надо ли критиковать общественные организации Боровского района за то, что они устраивают мероприятия с аниме-тематикой? Или это всё-таки та самая тонкая ниточка, которая с каждым годом превращается в более крепкий канат, который позволяет местным любителям этой культуры искать единомышленников, общаться, заниматься творчеством и обмениваться опытом?

Пласт искусства

В Боровском районе уже который год проводится огромное количество инициатив, которые, так или иначе, собирают любителей японской анимации. Это различные фестивали, показы аниме в кинотеатрах и, конечно же, любимые многими конкурсы. На примере последнего мероприятия давайте разберёмся, как много времени и сил уходит на создание творческой работы.
Конкурс рисунков «Аниме – это весело», организованный картинной галереей Людмилы Киселёвой, вызвал огромный ажиотаж. Участники принесли в учреждение более 200 работ. На создание каждой уходило приличное количество часов, а у кого-то даже дней. В первую очередь нужно придумать идею творческой работы и сделать набросок карандашом. Только после этого в дело вступают краски.
Многие участники одним материалом для создания работы не ограничились. По правилам конкурса, использовать можно было любые доступные – акварель, гуашь, масло, акрил и другие. Но участники пошли дальше и смогли сочетать в своих работах бумагу, наслаивая её для создания объёма, различные текстуры, газеты и буквально всё, что попадётся под руку и хватит фантазии это обыграть. Изображать можно было как любого существующего аниме-персонажа, так и авторского. В конкурсе могли принять участие все желающие в возрасте от 7 до 25 лет.
Оценивание представленных работ осуществлялось специальным жюри. К слову, оно проводилось в формате, известном всех художникам, – просмотра. Все работы участников разложили на полу. Таким образом опытные эксперты могли сразу видеть всю «картину» конкурса. А также объективно оценить каждую работу.
Итоги конкурса подводились по возрастным категориям: 7-9; 10-12; 13-15; 16-20, 20-25 лет. Именно в последней смогла принять участие сотрудница РИЦ Ольга ОЛЬШАНСКАЯ, представив на конкурс две работы – «Акаме» и «Информационное поле». Также на мероприятие по случаю награждения участников конкурса приехал публицист, писатель, продюсер и старший преподаватель кафедры управления культурной политикой РАНХиГС Павел СУРКОВ. Именно он рассказал собравшейся в картинной галерее публике об истории развития жанра аниме в изобразительном искусстве и истоках японского анимационного стиля. Лекция продлилась целый час.
«Приехал в Боровск из Москвы ради идеи. У творчества много разных стилей и один из них – аниме. Нельзя его отрицать, это огромный пласт искусства. Я как культуролог интересуюсь тем, что смотрят те, кто младше меня, – мои студенты. Но то, что я старше основной аудитории любителей японской анимации, совершенно не мешает мне интересоваться этим жанром. Более того, каждое лето я провожу целые циклы лекций по истории аниме, рассказываю об именитых режиссёрах. Меня регулярно зовут на подобные мероприятия. Разве разработка творческих работ и увлечение японской культурой не лучше сидения в телефоне для нынешней молодёжи? Подобные мероприятия, проводимые в Боровске и не только, развивают кругозор ребят, они знакомятся друг с другом, занимаются общим делом. Разве это не прекрасное времяпровождение?» – поделился Павел Владимирович.

Ольга ОЛЬШАНСКАЯ

РИЦ

Крупнейший медиа-ресурс в Боровском районе

Где рекламироваться?

Социальные сети, билборды и другие виды рекламы.

Бизнесу

Сувенирная продукция, полиграфия, Видеоролики

Полезные ссылки